Дмитрий Владимирович, хотелось бы спросить о личности праведного Ханоха.
Согласно Книге Образов, Ханох преображается в Сына Человеческого, который восседает на престоле Божьем, чтобы судить мир (1 Енох 62:5, 69:29, 71:24)
Говорится, что «в нем живет дух мудрости, и дух, который дает познание, и дух понимания и силы» (1 Енох 49:3–4).
Это Сын Человеческий, «имеющий праведность, с которым праведность обитает и который открывает все сокровищницы сокрытого» (1 Енох 46:3).
Это свет язычников и надежда страждущих (1 Енох 48:4); его «мудрость изливается, как вода, и слава не прекращается перед ним вовеки» (1 Енох 49:1).
Он – Избранный (1 Енох 39:6; 40:5; 45:3–4; 48:6; 49:2–4; 51:3–5; 52:6–9; 53:6; 55:4; 61:5-10; 62:1) и Праведный (1 Енох 38:2; 47:1–4; 53:6).
В енохической Книге образов главный герой, поднимаясь на небеса, созерцает почти божественную фигуру Сына Человеческого, восседающего на престоле славы.
В кульминационный момент архангел приветствовал героя и сказал ему: «Ты Сын Человеческий, рожденный для праведности, и праведность пребывает над тобой, и праведность Главы Дней не покинет тебя» (1 Енох 71:14).
Другими словами. Енох и есть Сын Человеческий. Это особенно любопытно потому, что это означает, что земной Енох и Енох-Сын Человеческий встретились лицом к лицу.
Они сосуществуют в одно и то же время. Эта идея небесного партнера с необходимостью приводит нас к утверждению о его предсуществовании.
Сын Человеческий существовал еще до того, как Енох поднялся на небо и превратился в это высшее небесное существо.
Фактически в той же книге говорится, что «прежде сотворения солнца и знамений, прежде создания звезд небесных, Имя Его было наречено пред Господом» (1 Енох 48:3)".
Но ведь Йешуа Назарянин и есть Сын Человеческий! И получается, что душа Машиаха (Ханох) обитала на Земле во времена всеобщего развращения, являя образ истинного Праведника.
С другой стороны в Таргуме Псевдо-Ионафана на Книгу Бытия 5:24 говорится: «Енох совершал служение пред Богом, и вот, его не стало среди обитателей земли, ибо он был взят на небо по повелению Господа, и было дано ему имя Метатрон, Великий Писец.»
А в Книге юбилеев 4:23: «И мы привели его в рай Едем к славе и почести. И вот здесь он записывает суд и вечное наказание, и всякое зло сынов детей человеческих".
В тексте из Сефер Хейхалот говорится:
«Метатрон – Князь над всеми князьями, и стоит пред ним (лишь) тот, кто вознесен над всеми богами. Он входит под Трон Славы, где находится его великая небесная Скиния Света, и он выносит заграждающий слух огонь, и вкладывает его в уши святых хаййот, дабы они не слышали Гласа Речи, исходящей из Уст Всемогущего».
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что скиния помещена очень близко к Престолу, под Троном Славы. Это предание, по-видимому, отражено не только исключительно в Третьей книге Еноха; в литературе Хейхалот довольно часто можно обнаружить образ Отрока, появляющегося из-под Трона, который идентифицируется с Метатроном.
Расположение скинии в непосредственной близости к Божьей Славе (Кавод) также заставляет вспомнить о ранних енохических рассказах, особенно 1 Енох 14, где посещение патриархом небесного храма представлено как его приближение к Славе (Кавод).
В обоих преданиях, по-видимому, особо подчеркивается роль Еноха-Метатрона как небесного первосвященника, поскольку он приближается к реалиям, к которым обычным созданиям, ангельским или человеческим, не дозволено приближаться.
Это место непосредственной близости к Богу, Святое святых, расположено за завесой, либо небесной, либо земной.
В предании, сохраненном в тексте из Бемидбар Рабба 12:12 небесная скиния связана с одним из титулов Метатрона и названа скинией Отрока:
«Рабби Симон объяснил: Когда Святой, будь Он Благословен, повелел Израилю воздвигнуть Скинию, Он дал понять служащим ангелам, что они также должны создать Скинию, и когда одна Скиния была воздвигнута, еще одна появилась в вышних обителях.
Это была Скиния отрока, чье имя было Метатрон, и там он приносит в жертву души праведников ради искупления Израиля в дни его изгнания».
Священнические обязанности Метатрона не были преданы забвению и в более поздних источниках иудейской мистики.
В текстах, связанных с традицией, составляющей книгу Зогар, также нашла свое отражение концепция обязанностей Метатрона, относящихся к небесной скинии.
В Книге Зогар II.159a говорится:
«Мы узнали, что Святой, будь Он Благословен, рассказал Моисею обо всех правилах и образцах, по которым должна быть построена Скиния, для каждого из которых были свои предписания, и [Моисей] видел Метатрона, совершающего служение в ней в качестве Первосвященника…. он видел, как служит Метатрон…. Святой, будь Он Благословен, сказал Моисею: Взгляни на скинию, и взгляни как юношу…»
Возможно, ли что Ханох являлся одним из воплощений души Машиаха?
. . :
Уважаемый Руслан!
В Книге Еноха много говорится о Сыне человеческом — грядущем Мессии. Но почему Вы предположили, что он идентичен самому Еноху? В начале гл. 70 сказано:
И случилось после этого: вот его (Еноха) имя было вознесено при жизни к тому Сыну человеческому…
И оно было вознесено на колесницах духа… (Енох 12, 1–2 – гл. 70)
Вы полагаете, что предвечный Сын Человеческий тоже носил имя Енох («земной Енох и Енох-Сын Человеческий встретились лицом к лицу»).
Но ведь наименование «сын человеческий» в Книге Еноха (как и во многих местах Библии) прилагается к каждому человеку вообще:
Ибо есть ли где-нибудь сын человеческий, который услышал бы голос Святого и не был бы потрясён? (Енох 19, 14 – гл. 93)
О том же, что Мессия (Сын Человеческий в особом смысле; ср. Дан. 7, 13–14) носит имя Еноха, в тексте книги не сказано нигде. Помимо Еноха, как известно, на небо при жизни был вознесен Илия. Другие праведники также играют особые роли в Царстве Небесном (Авраам — Лук. 16, 22–31; Моисей и Самуил — Пс. 98, 6, в оригинале — не «взывали», но «взывают», то есть служат Богу на небесах). Так что Енох относится к «духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22–23) и занимает среди них особое положение…
В «Книге Дворцов» (Г̃ейхалот), есть слова Еноха об ангелах:
Поскольку я молод в их сообществе и юн среди них в днях, месяцах и годах, они называют меня «Отроком». (Перевод И.Р. Тантлевского)
Как можно это отнести к предвечному Сыну Человеческому из Книги Еноха?!..