Уважаемый, Дмитрий Владимирович, читая книгу пророка Ионы, возникли вопросы:
1. Почему Иона не послушал повеления Божьего?
2. Куда был он помещен, наверное не в чрево кита физического, вероятно кит- это образ?
3. Что так расстроило Иону после спасения города Ниневия, ведь кроме радости о спасении жителей целого города других чувств не возникает.
4. Что за кущу сделал себе Иона, наверное этот образ тоже что-то обозначает?
5. Почему в общении с Богом, Иона упрекает Его?
Заранее благодарю.
. . :
Уважаемая Марина Геннадиевна!
1. Иона жил в Северном царстве, которому потенциально угрожала Ассирия (ср. 4 Цар. 14, 25 и 17, 21–23). Будучи пророком, Иона предвидел бедствие своего народа, и поэтому опасался ассирийцев; будучи же патриотом, он боялся, что ассирийцы покаются от его проповеди, в то время как большая часть израильтян пребывает в отступлении от Господа, — и тогда Бог будет благоприятствовать Ассирии, а не Израилю. Поэтому он и бежал от лица Господня, отказываясь от своей миссии. Смерти же для себя он не страшился (см. Иона 1, 12 и 4, 8), а переживал за свою страну.
2. Конечно, кит может восприниматься и символически. Так, древние толкователи находили в нём образ Ассирии, поглотившей Израиль. Но ведь известны случаи, когда люди выживали «во чреве» (в глотке, не будучи проглочены) кита. Символ не противоречит реальности.
3. Именно покаяние царя и жителей расстроило Иону (см. ответ на вопрос 1).
4. Иона сделал кущу, т. к. наступил праздник Кущей — дни урожая (Лев. 23, 34). Урожай — символ завершения трудов. Вот и Иона «вкушал» от дел своих.
5. Иона не упрекает, но сетует (см. ответ 1). Изливать пред Богом душу, откровенно высказывать свои мысли и чувства — обычай всех пророков (см. об Аврааме — Быт. 18, 23–32; о Иеремии — Плач. 2, 20 и далее, и др.).