О вечности рая и ада говорится в суре «аль-Бакара», причём в этой суре даётся ответ таким образом, что он затрагивает взгляды религиозной группы, а именно иудейской общины, которая считает, что вечные муки будут продолжаться не вечно; и соответственно всем остальным, кто так считает. – То есть является в полной мере актуальным.
Конечно, сам вопрос о мучениях в «огне», «рае» и «аде» в контексте современного иудаизма носит многослойный характер, например интерпретация о наказаниях – перенесении их в нашу реальность, выраженную в бытийном и духовном положениях, состояниях. Но в данном случае речь идёт именно о вопросе вечности ада.
В аятах 81 и 82 суры «аль-Бакара» приводятся два утверждения-аналогии, касательно рая и ада.
81. О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями Огня. Они пребудут там вечно.
82. А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно.
Слово «вечно» в обоих аятах обозначается одним и тем же словом خَالِدُونَ (хАлидун), а это значит, что к аду применяется такая же форма, как и к раю, - отсутствие пространственности, которая характеризовалась бы временем. Из рая человек не сможет выйти Судного Дня, или точнее было сказать, не будет изгнан, в силу определения мироздания и состояния самого человека. Следовательно, если арабское слово خَالِدُونَ (хАлидун), которое переводится как «вечность» употребляется в отношении рая, в котором человек пребудет вечно, то значит и к аду оно применимо в таком же ключе. Данные аяты полностью исключают метафорическое толкование понятия о вечности из-за своей точной аналогии.
Аятом ранее Всевышний говорит о группе, которая не верит в вечность ада из-за своего обольщения.
80. Они говорят: "Огонь коснется нас лишь на считанные дни". Скажи: "Неужели вы заключили завет с Аллахом? А ведь Аллах никогда не изменит Своему обещанию! Или же вы наговариваете на Аллаха то, чего не знаете?"
«Коснётся на считанные дни» – такое отношение подразумевает не только беспечное отношение к последней жизни, но и может выражать некую долю гордыни, тщеславия. Например, некоторые иудеи считают, что ни один еврей не будет вечно находится в аду, только потому, что он еврей. Кто-то же говорит, склоняясь к именам-атрибутам Творца «Милостивый», «Милосердный», что наиболее часто встречается на примере христиан. Но из этих аятов мы видим ясный ответ на данный вопрос, который полностью противоречит мнению о том, что ад не вечен, как в лингвистическом, так и в религиозном ключе.
. . :
Уважаемый Дмитрий!
В Книге Даниила, как и в Коране, сказано о «жизни вечной» и «вечном поругании» (Дан. 12, 2; в обоих случаях — древнееврейское «ола́м» — «вечность» или «вселенная, мир» ). Также и в Матф. 25, 46 — «мука вечная» и «жизнь вечная»; одно и то же греческое ‹айо́нион› — «вечный» или «[свойственный] эону», т. е. «[принадлежащий определённому] миру»).
В то же время в Коране говорится:
Скажет Он: «Обитать вам в Огне — там пребывать вам, если Аллах не пожелает иного… (6, 128, пер. Садецкого)
Будут обретаться они там столько, сколько выдержат небеса и земля, если только не повелит Господь твой иначе. (11, 107, пер. тот же)
Воистину, в ожидании лежит ад…
Где обитать им долгие годы. (78, аяты 21, 23, пер. тот же)
В последнем случае «хукуб» (множ. число «ахкаб») — «годы», «долгое время», «века», но — не «бесконечное время»!
В Библии сказано определённее:
Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Ис. 57, 16) От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? .. (Ос. 13, 14)
О Боге апостол Павел говорит как о Том,
…Который хочет, чтобы все люди спаслись... (I Тим. 2, 4)
В конце времён —
Последний же враг истребится — смерть… Да будет Бог все во всем. (I Кор. 15, 26–28)
Чтобы согласовать все эти тексты Писаний, разумнее всего понять слова о «вечности мучений» как указания на особый мир (ола́м, айо́н-эон), где нечестивые наказуются. Но пребывание в этом «мире мук» не бесконечно, а соответствует тяжести грехов:
Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит… (I Цар. 2, 6)
Вернёмся к суре Баккара, аят 81:
Да! Тот, кто приобретает зло и кого грехи со всех сторон окружают, те — спутники Огня, в нём они обитают. (Пер. Садецкого)
Здесь сказано, что «обитают» в огне только те, кто «приобретает зло» и окружён грехами. Но ведь адские муки как раз и очищают души. А очистившись — они уже не окружены грехами. Следовательно — и выводятся из ада!..