Уважаемый Дмитрий Владимирович! Помогите разобраться со следующей проблемой: в кораническом рассказе об Иисусе подтверждается факт его непорочного зачатия, который Вы не принимаете: вот цитата из суры "Семейство Имрана": 45. Вот сказали ангелы: "О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому - Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. 46. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников ". 47. Она сказала: "Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина ". Он сказал: "Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” - как это сбывается. ... 59. Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: "Будь! " – и тот возник. 60. Истина – от твоего Господа. Посему не будь в числе сомневающихся. (перевод Кулиева) Или в суре "Марьям " 16. (16). И вспомни в писании от Марйам. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное 17. (17). и устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека. 18. (18). Она сказала: "Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен ". 19. (19). Он сказал: "Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого ". 20. (20). Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей ". 21. (21). Он сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня – легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием ". Дело это решено ". (Пер. Крачковского).
А с другой стороны, достоинство Иисуса, на мой взгляд, сильно умаляется: 45. (И ты, о Посланник, не был там) когда сказали ангелы: «О, Марьям! Поистине, Аллах радует тебя вестью о слове от Него [о сыне, который явится в бытиё по Его Слову], имя которому – Мессия Ииса, сын Марьям. Он будет почтенным в этом мире и (в) Вечной жизни и будет одним из приближенных (к Аллаху) (в День Суда). (Семейство Имрана) Ведь Мессия не один из приближенных, а "Путь, истина и жизнь ", и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, и никто не видел Отца, но Христос явил. Иисус – это образец для всего человечества, Сын, восседающий одесную Отца, новый Адам, только посредством него можно исполнить Закон в истине. В этом контексте кораническое знание о Христе, на мой взгляд, слишком скупо и обрывочно, что, если учесть отсутствие в Коране призывов к чтению других Откровений "с различением " меня смущает. Действительно: все эпитеты Христа никак не разъясняются, оставаясь как бы названиями, унаследованными от других традиций.
Заранее спасибо, Сергей
. . :
Уважаемый Сергей!
Вряд ли нужно искать в Коране полное изложение событий, рассказанных в Евангелиях. Коран только упоминает о них, как «общеизвестных», сопоставляя Мухаммада с прежними пророками…
Теперь — о Ваших вопросах.
1. В Коране не говорится о непорочном зачатии. В суре «Марьям» сказано, что Ангел явился ей в образе красивого юноши (аят 17), она испугалась, что у него опасные намерения (18), и слова «я послан, чтобы даровать ее чистого ребенка» (19) были восприняты как «нескромное предложение»; поэтому она подчеркнула, что «к ней не прикасался мужчина, и она не была блудницей» (20) — как бы взывая к совести явившегося, ср. с апелляцией к его богобоязненности (18).
Но когда Ангел передал прямую речь Аллаха, — она всё поняла. Далее говорится, что она забеременела (22), притом ни о чём необычном не упоминается. А значит, всё произошло естественным образом, от соития с мужем. В суре «Семейство Имрана» тот же разговор с Ангелом передан более кратко, и слова Марии: «Ко мне не прикасался никто из мужчин» (47) сказаны в той же ситуации, что и в суре «Марьям». Эти места Корана перекликаются не только с апокрифами, но и прямо с Лук. 1, 28-38. Здесь тоже Мария не сразу поняла, кто перед ней («смутилась… и размышляла» — ст. 29; сказала, что «не знает мужа» — ст. 34), и только потом уверилась, что это Ангел (ст. 38).
2. Теперь — о статусе Исы в Коране. «Одним из приближенных к Богу» Иисус является в том смысле, что Ангелы, Патриархи, Пророки и праведники тоже близки к Нему. Ср. в Откр. 4, 4, 5, 6 — «о семи духах», «24 старцах» и «4 животных», близких к престолу Божию. Слова же о том, что «Единородный Сын, сущий в недре Отчем», явил Бога (Иоан. 1, 18) относятся к Слову (Логосу), Свету (ст. 1-3, 9), а не к человеческой природе Мессии. То же верно и по отношению к «Пути, истине и жизни» — Иоан. 14, 6.
Кстати, и в Библии говорится о Мессии:
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть... (Ис. 53, 12)