Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Стих из недельного раздела Торы    Мишпатим (Исх. 21, 1 – 24, 18)

К разделу «Мишпатим»

См. также во «Введении в Ветхий Завет...»

 

Если ты увидишь, что осел ненавистника твоего лежит под тяжестью ноши своей, — воздержишься ли ты от помощи ему? Помогая, помоги [поднять его] вместе с ним. (Шмот 23, 5)

Приходя на помощь в трудных для врага обстоятельствах, мы получаем возможность обратить его в друга. Не отказываясь от «помощи ему» (לו ‹ло› ― «для него»), мы своим примером привлекаем его к добру и начинаем совершать благие дела уже «вместе с ним» (עמו ‹имо́›).

Выражение «осел ненавистника твоего» имеет и символический смысл: тупость и упрямство, проявляемые в ненависти, уподоблены ослу. «Поднять осла» — значит возвысить низшую, дикую природу души, как бы превратить животное в человека. Это легче сделать, когда душа врага изнемогает под тяжестью жизненных испытаний. Именно в этом случае оказанная помощь может стать наиболее плодотворной.

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |