Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Об авторе    Отклики и рецензии    Отзыв диакона А. Кураева с комм. изд-ва «Теревинф»

Отзыв диакона А. Кураева
        с комментарием издательства «Теревинф»

Источник: Кураев А. В. Оккультизм в православии / Диакон Андрей Кураев. —
М.: Благовест, 1998. — 380, [1] с. — ISBN 5-7854-0053-7.

Ветхий Завет в РПУ ведется Д. Щедровицким, еще одним диссидентом, разошедшимся с меневским кружком и основавшим иудео-христианское движение. Его учебник «Введение в Ветхий Завет» подвергся критике в докладе Святейшего Патриарха Алексия на епархиальном собрании московского духовенства в декабре 1996 г. в связи с тем, что во всем Ветхом Завете г-н Щедровицкий не видит ни одного Новозаветного прообраза, ни одного указания на Троичность Бога. Но если Новый Завет, с точки зрения Щедровицкого, не укоренен в Ветхом Завете, зато Каббала с ним связана неразрывно-органично: «Это воззрение Каббалы помогает нам лучше понять и рассуждение апостола Павла о двух Адамах”». Поскольку же каббалистика немыслима без апологии сатанизма, она присутствует и у ведущего библеиста РПУ: «Согласно замыслу Творца, падший ангел стал «сатаной», то есть обвинителем, прокурором, стал также и палачом, карающим преступников. Это лицо, необходимое на суде, в том числе и на суде небесном».

                                    

Комментарий издательства «Теревинф»

При обсуждении в Интернете трудов Д. В. Щедровицкого, одного из ведущих и наиболее уважаемых авторов нашего издательства, нередко можно встретить ссылки на характеристику его теологического творчества, данную в книге «Оккультизм в Православии» диаконом А. Кураевым. В этой связи как руководитель издательства «Теревинф», публикующего труды Д. В. Щедровицкого по библеистике, считаю необходимым прокомментировать упомянутую характеристику.

1. Д. В. Щедровицкого нельзя назвать «диссидентом, разошедшимся с меневским кружком», поскольку он с сообществом последователей о. Александра Меня никогда не сходился, лично c о. Александром знаком не был.

2. Наш автор не основывал «иудео-христианское движение» — он исследователь, поэт, переводчик, а не церковный или общественный деятель.

3. Учебника «Введение в Ветхий Завет» под авторством Д. В. Щедровицкого не существует. Наше издательство выпускало многотомник под таким названием, преобразованный затем в книжную серию. Учебниками (то есть официально утвержденными в этом статусе учебными изданиями) данные книги назвать никак нельзя, хотя они и могут быть использованы для образовательных целей.

4. Кого именно критиковал в своей речи покойный Патриарх Алексий II, мы достоверно не знаем: «Введение в Ветхий Завет» и фамилия Д. В. Щедровицкого в его речи 1996 г. названы не были.

5. Сообщения о том, что «во всем Ветхом Завете г-н Щедровицкий не видит ни одного Новозаветного прообраза» и что «Новый Завет, с точки зрения Щедровицкого, не укоренен в Ветхом Завете» не соответствуют действительности и отсутствуют в речи Патриарха. Книги Д. В. Щедровицкого отличаются именно последовательным соотнесением Ветхого и Нового Заветов, в том числе подробным обсуждением ветхозаветных прообразов новозаветных событий.

6. Каббала — это традиционное мистическое истолкование Ветхого Завета, использующее его древнееврейский оригинал, поэтому библеист, изучающий Священное Писание в подлиннике, обращается к нему вполне правомерно. Однако в отзыве ошибочно отождествлены Каббала и каббалистика — ориентированное на магию учение европейских оккультистов.

7. Разумеется, никакой «апологии сатанизма» в трудах Д. В. Щедровицкого нет, как нет ее и в самой Библии, которую он толкует. Понимание же сатаны как падшего ангела общепринято в иудаизме, христианстве и исламе — соответственно, оно не является новацией нашего автора.

Таким образом, к сожалению, большая часть сведений, содержащихся в отзыве диакона А. Кураева, не являются достоверными. Трудно сказать, вызвано ли это небрежностью автора и редактора при подготовке книги «Оккультизм в православии» либо иными причинами, но опираться на эти сведения при обсуждении трудов Д. В. Щедровицкого совершенно неприемлемо. Следует также заметить, что в других книгах диакона А. Кураева содержатся ссылки на труды Д. В. Щедровицкого без всякого негативного контекста.


Е. Ю. Попова,

президент

Благотворительного фонда

«Теревинф»                              

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |