Послание апостола Петра к апостолу Иакову1
Петр — Иакову, господину и блюстителю святой Церкви: да воздастся повсюду мирное благодарение Отцу всего сущего через Иисуса Христа!
Поскольку ведомо мне, брат мой, сколь ревностно ты предан делам, приносящим пользу всей Церкви нашей, то я прошу и умоляю тебя отнюдь не вручать книги проповедей моих, которые я тебе посылаю, никому, происходящему из многобожников и язычников, прежде, чем ты тщательно испытаешь его; но в премудрости передай (эти книги) лишь тем, кого ты прежде уже испытал и обрел достойными; как и Моисей передал право учительства семидесяти ученикам своим2.
Ибо плоды осмотрительности его зримы для нас и поныне. Ибо распространившиеся по всему миру потомки народа его следуют одним и тем же правилам и в Единобожии своем, и в образе жизни, не допуская завлечь себя в несогласные (между собой) толки путем многоразличных толкований Священного Писания.
Но они, в соответствии с передаваемыми у них правилами, стараются все то, что в Писании (кажется) противоречивым, привести к согласию; но читатель, незнакомый с преданиями, когда встречает подобные места (в Писании), то в изумлении застывает перед многозначительными пророческими речениями.
Поэтому они (т.е. Иудеи) не позволяют кому-либо обучать (других), пока он прежде сам не научится правильному обхождению с Писанием. И поэтому у них один Бог, один Закон, одна надежда.
Для того же, чтобы так же было и у нас, ты передай семидесяти братьям нашим (пресвитерам)3 книги моих проповедей во время таинства рукоположения, чтобы (в дальнейшем) и они уделяли дары тем, кто готов будет перенять право учительства, для передачи (его) последующим.
Ибо иначе Слово Истины у нас распадется на множество мнений. Это я узнал не посредством пророчества, но потому, что уже своими глазами вижу начало упомянутого зла.
А именно, некоторые, происходящие из язычников, отвергли проповеданное через меня законное благовестие, восприняв (вместо него) в своей среде совершенно беззаконное и беспочвенное учение враждебного человека4.
Итак, некоторые люди уже при жизни моей пытаются путем различных ухищренных толкований извратить мои слова (так, словно я говорю) в смысле уничтожения Закона, будто бы я сам думаю так же, но откровенно (об этом) не высказываюсь. Но да удалятся подобные мнения!
Ведь говорящие так враждуют против Закона Божия, который был чрез Моисея возвещен и чрез нашего Господа в вечном своем бытии утвержден. Ведь Он сказал так: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта из Закона не прейдет». И сказал Он так, чтобы «все исполнялось»5.
Но те люди, которые толкуют мысли мои неведомым образом, дерзко утверждают, будто они излагают речи, ими от меня услышанные, более правильно, нежели я сам, произнесший их; и притом передают своим ученикам, будто (все) это — мое мнение, в то время как сам я никогда ни о чем похожем и не мыслил. И, коль скоро уже при жизни моей они осмеливаются высказывать такого рода ложь, насколько более могут умножиться дерзающие на это после меня!
Итак, чтобы подобного не произошло, я прошу и умоляю тебя отнюдь не вручать книги проповедей моих, которые я тебе посылаю, никому чужому — ни язычнику, ни чужеземцу, без предшествующего испытания; но лишь тем, кого ты сначала испытал и нашел достойными, в премудрости передай их, — как и Моисей передал своим семидесяти ученикам право учительства, — дабы они твердо хранили свое разумение веры и повсюду и всегда несли пред собою отвес истины; дабы они объясняли все, согласно преданию нашему; и дабы не могли, совратившись чрез неведение и введенные в заблуждение предположениями своими, привести и других в тот же ров погибели.
Итак, я изложил тебе то, что представляется мне истинным. Ты же, мой господин, соверши и исполни это, как представляется истинным тебе самому. Пребудь во здравии!
_____________________
1 Греческий оригинал текста и комментарии к нему см.: Э. Хенеке, «Новозаветные Апокрифы», Тюбинген, 1924 г.
2 См. Числа, 11, 16 и сл.
3 Ср. Лука, 10, 1.
4 Здесь, по-видимому, имеется в виду Симон Волхв и подобные ему псевдогностические «учителя» I века — ср. Деяния, 8, 9.
5 См. Матфей, 5, 18.
|