К разделу «Ва-йига́ш»
См. также во «Введении в Ветхий Завет...»
…И сказал Израиль: достаточно [того, что] Йосеф, сын мой, жив: пойду и увижу его, прежде чем умру.
И отправился Йисраэль и все,
кто с ним, и пришел в Беэр-Шеву, и он принес жертвы Богу своего отца Йицхака. (Берешит. 45, 28–46, 1).
Почему здесь Бог назван именно так? Ведь Йааков обладал богатым собственным опытом Богопознания —
почему же не сказано: «Богу своему»? А если нужно был упомянуть отцов, — то почему отсутствует здесь имя Авраг̃ама?
Но Йааков понял: его любимому сыну пришлось пойти на великую жертву ради отца и братьев.
Это признал и сам Йосеф:
… Послал меня Бог перед вами, чтобы дать вам уцелеть на земле и чтобы живить вас до [времени] избавления великого.
(Берешит 45, 7)
Бог спас от смерти Йосефа, согласившегося пожертвовать собой ради других, — точно так же, как в своё время
Он избавил связанного на жертвеннике Йицхака…
Осознав всё это, Йааков обратился с молитвой к «Богу своего отца Йицхака». Ибо Йицхак — вечный пример для тех
своих потомков, кто готов отдать жизнь ради братьев своих…
|