 |
К разделу «Ва-йехи́»
См. также во «Введении в Ветхий Завет...»
И увидел Йисраэль сыновей Иосефа и сказал: кто эти? И сказал Иосеф отцу своему: они сыновья мои, которых дал мне Бог здесь.
И он [Йисраэль] сказал: возьми [подведи] их, пожалуйста, ко мне,— и я благословлю их. (Берешит. 48, 8–9)
Хорошо понимая, что Йосеф пришёл к нему с детьми — Эфраимом и Менаше, Йисраэль словно бы не узнаёт своих внуков… Почему? —
Пророческим взором видит он грядущее отступление от Бога Северного царства, возглавляемого потомством Йосефа —
и как бы «не признаёт своими» эти колена… Но ведь и Йосеф — пророк. И он отвечает отцу, словно бы оправдывая своих потомков:
да, колена Эфраима и Менаше окажутся в состоянии духовного отступничества (בזה
‹ба-зэ́› — «в этом [положении]»; но так же пишется «биза́» — «расхищение [духовного состояния]»).
Но всё же, говорит он, «они сыновья мои». Сама духовная потенция, свойственная его потомству, приведёт детей его к покаянию…
И тогда Йисраэль объясняет, в каком случае благословение вернётся к обоим коленам: «Возьми [подведи] их ко мне, — я благословлю их».
В символическом смысле «приблизиться», «встать рядом» — означает приобрести те же свойства души, уподобиться внутренне.
Если потомки Йосефа, совершив «тшуву» (раскаявшись), возвратятся к Богу, то тем самым они уподобятся Йисраэлю, всегда жившему
в присутствии Бога.
И благословение, от которого они столько времени были «отдалены»,— тогда вернётся к ним…
| |