 |
К разделу «Ва-йеце»
См. также во «Введении в Ветхий Завет...»
…И взял из камней того места (‹г̃а-мако́м›) и поставил себе изголовье...
(Берешит. 28, 11)
Как голова спящего покоится на изголовье, так и мысли должны иметь некую опору, основание, утверждение.
Для этого нужно взять нечто твёрдое, незыблемое со священного места, где пребывает Всевышний.
Но и одно из имён Божиих — «Г̃а-Мако́м», т. е. «Место [пребывания всего сотворённого]»,
ведь Бог — вездесущ, и всё бытие охвачено и пронизано Его Присутствием. Итак, «из камней», т. е. твёрдых оснований веры,
незыблемых убеждений и упований на Творца, следует создать себе «изголовье» — опору для своего сознания,
ни на миг не уклоняясь от неё мысленно — как и голова спящего не должна «соскальзывать» со своего изголовья…
И он заснул, и вот — лестница поставлена на землю, а верх её касается небес, и вот — Ангелы Бога восходят и
нисходят по ней. И вот — Всевышний стоит над ним [Йаковом] и говорит… (Берешит 28, 12–13)
Для того, чтобы созерцать духовный мир, надо отказаться от гордыни и самопревозношения —
ощутить себя в самом низу этой «лестницы, соединяющей землю с небесами»…
| |