 |
К разделу «Тэцаве»
См. также во «Введении в Ветхий Завет...»
И ты повели сынам Иcраэля… чтобы возносить светильник постоянно (Шмот. 27, 20)
«Ле-г̃аало́т нер тами́д» — можно перевести и так: «Чтобы возжигать светильник вечный».
На меноре заповедано каждый вечер возжигать пламя, подливая в её лампады елей (Шмот 30, 7–8).
Чтобы внутренний наш светильник — нешама — освещал всю нашу жизнь, его нужно «возжигать», или «возносить», постоянно:
Светильник Всевышнего — нешама [т. е. дух] человека, исследующая все жилища внутренности.
(Мишлей 20, 27)
Итак, нешама — высший внутренний «наблюдатель» в человеке над всеми волевыми, интеллектуальными и эмоциональными процессами.
Но если нешама светоносна по природе, то что означает повеление возносить её? Необходимо постоянно соотносить себя
именно с нешамой — «высшим я», а не с нефешем — «низшим я», эгоистическим началом. И если полное отождествление себя
с нешамой доступно только праведнику, то «возносить светильник постоянно», т. е. направлять внутренний
взор на высший уровень своего бытия, стараться помнить о нём и проникаться его светом — доступно каждому,
кто стремится исполнять Заповеди Всевышнего.
| |