К разделу «Пи́нхас»
См. также во «Введении в Ветхий Завет...»
Вот, я даю ему завет Мой — мир… завет священства вечного… (Бемидбар 25, 12–13)
«Священство вечное» — כהנת עולם
‹кэг̃уна́т ола́м› — можно понять и как «Священство [во] вселенной», так как «олам» —
это и «вечность», и «вселенная».
Итак, стремящийся к שלום
‹шало́м› — миру — и водворяющий его участвует в священном служении Творцу. Цель служения — всемирная и вечная:
приводить души ко взаимной гармонии и к единению с Богом.
Но такое служение и возможно лишь в одном случае: הנני
‹г̃инэни́› — «вот Я»! Постоянное присутствие Бога в жизни человека, общение с Ним,
ощущение Его живой помощи — основа Завета мира…
Сказано, что израильтяне, соблазненные язычницами-моавитянками, впали в идолопоклонство:
И они [дочери Моава] призывали народ [Израиля] к жертвам богам своим, и вкушал народ, и поклонялся их богам.
(Бемидбар 25, 2)
Не говорится, что израильтяне приносили жертвы богам, но только — «вкушали» их…
Жертва — это в любой религии то, что человек отдает высшим силам из своего имущества. Жертвоприношение учит человека «отдавать»,
а не «присваивать», т. е. умерять свой эгоизм. В приведенном же стихе описано обратное: совращенные евреи ничего не отдавали от себя,
а только присваивали («вкушали») мясо животных, принесенных в жертву дочерьми Моава.
Правда, и в Торе иногда даются указания о вкушении частей жертв самим жертвователем (например, «шэламим» — «мирные жертвы»).
Но в этих случаях приносящий жертву ест часть мяса того животного, которого он сам посвятил Всевышнему. В случае же с дочерьми Моава
полностью искажается смысл жертвоприношения: израильские юноши словно бы сами приобретают статус языческих «богов», поедая мясо жертв,
не ими принесенных…
Здесь мы видим архетип совращения монотеиста в язычество: лестно ощущать себя самого «центром поклонения» вместо Создателя,
взращивая в себе крайний эгоизм.
Таков смысл и первого соблазна в истории, когда Нахаш («змий») предложил Адаму и Хаве:
Вы будете как Элог̃им [Бог — или «боги»?], зная добро и зло. (Бэрешит 3, 5)
Самообожествление избавляет от нравственной ответственности…
|