Ув. Дмитрий Владимирович!
Меня давно мучает один вопрос. Может, для многих он являеться достаточно легким, но для меня он достаточно сложнен. Суть его состоит в следующем. Почему Бог, который есть абсолютная неизменнная Любовь ко всем, так часто говорит о жестоком истреблении в Ветхом Завете? Как в этом разобраться?
Я доверяю вашему гению. Помогите мне разобраться. Заранее благодарю!
. . :
Уважаемый Александр!
В Ветхом Завете нет никаких призывов к «жестокому истреблению». Первую смерть принёс человечеству Каин, не внявший увещанию Бога и убивший брата (Быт. 4, 6–12). Впоследствии народы Ханаана дошли в своём богоотступничестве до человеческих жертвоприношений и кровавых оргий (Втор. 12, 31). Поэтому Создатель предписал сынам Израилевым положить конец человеконенавистнической ханаанской цивилизации, завоевав её земли и уничтожив места поклонения демоническим силам (Исх. 34, 13–15). Самим же хананеям предоставлялся выбор между поклонением истинному Богу — и продолжением прежнего кровавого идолослужения. Подчинившиеся заповедям правды и милосердия между ними — присоединялись к израильтянам и получали равные с ними права (Исх. 12, 49; Лев. 19, 34; Числ. 15, 16). Те же, кто не желал следовать Божьим заповедям, изгонялись из пределов Святой земли как чёрные маги и убийцы детей (что израильтяне чаще всего не исполняли, навлекая на себя Господень гнев — Суд. 1, 21, 27, 29–31, 33; 2, 1–3). Изгнание проходило «под угрозой меча» (а не «избиением остриём меча», как неправильно переведено в ряде мест).
Когда же говорится о «поражении мечом», то имеются в виду военные действия против вооружённого врага, а не истребление покорённого или мирного населения (Втор. 20, 10–14). Есть случаи предания городов «заклятию», что означает не убиение, но выселение из них жителей (там же, ст. 16–18).
Подробнее см. «Введение в Ветхий Завет», стр. 467–478, где детально разобрано неверное представление о якобы жестокостях, предписанных Библией.
Всё это относится к заповедям Божиим. Конечно, в Ветхом Завете есть и описания действительных жестокостей, которыми буквально кишит вся история древнего мира (а впрочем, к сожалению, и всех последующих времён); но убийства и несправедливости такого рода не заповеданы свыше, — напротив, категорически запрещены! Они — следствие замыслов нечестивых отступников от Бога и Его Закона (например, IV Цар. 21, 16 и 24, 3–4). — Д. Щ.