Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

вопрос 30.09.2009 Лена
 Уважаемый Дмитрий Владимирович,
является ли грехом изучение астрологии?
С уважением, Лена.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
 Уважаемая Лена!

О связи светил с человеком царь Давид сказал:

Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,    
    То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8, 4–5)


Как именно «взирал» псалмопевец на звёзды, как сопоставлял их движение с жизнью человека?.. Несомненно, Сам Творец соотнёс движение светил со свойствами человеческих душ. Изучение этих вопросов с благоговением и с верой во всемогущество Бога, Который чудесным образом может изменить нашу жизнь «вопреки» негативным астрологическим предначертаниям, — такое изучение является отнюдь не грехом, но познанием премудрости и славы Божией в Его творениях. Грехом же является «служение» светилам (Втор. 4, 19), т. е. — признание их якобы определяющей силы, «непобедимого» влияния. Это в корне противоречит вере во всемогущество Господа. Именно так поступали древние зведочёты:

…Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе.    
    Вот они, как солома... (Ис. 47, 13–14)
,

— речь идёт о тех астрологах, которые утверждали, будто воздействие светил незыблемо, и Бог якобы «не может» изменить их предначертания… Грехом же является также и поклонение планетарным духам и т. п., выдаваемым за самостоятельные независимые от Господа божества — ср.:
    
    …И пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному… (Втор. 17, 2–3)

Итак, признание самостоятельной силы светил — есть грех многобожия. Отрицание же их влияния на нашу жизнь, направляемого волей Божией — похоже на отрицание психологии как таковой. — Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |