Здравствуйте дорогой Дмитрий Владимирович !
Возвращаясь теме о Каббале и М. Лайтмане. Услышал в одном из его интервью как он перевёл слова из книги Зоар : « Бог = Природа » (такой математический перевод). Примерно понятно, что сам Лайтман имеет ввиду , его понимание мне кажется подобно,как у Спинозы , который утверждал , якобы «Бог это и есть сама природа » . Примерно такой взгляд на суть вещей и у Лайтмана. Но хотелось бы спросить , правильно он перевёл слова из книги Зоар, и если он правильно перевёл то ,может из этих слов вытекает совсем другой смысл ,не такой как утверждает Лайтман? Ибо он утверждает , что:- «Бога нет» , а есть только Силы за нашим восприятием пятью органами чувств ,надо только открыть в себе шестой орган чувства, и человек начнёт познавать и ощущать эти Силы ,но он не понимает , что этими Силами управляет Создатель , Который есть Личность , а не просто какая то главная Сила . Такой взгляд М. Лайтмана в его биокибернетическом понимании(он оказывается биокибернетик по специальности) . Но как говорит не от себя, а от Духа Святого наш Псалмопевец Давид , (который был куда мудрее Лайтмана) : «Сказал безумец в сердце своём :– «нет Бога» ». (Пс. 13,1)Так вот , может Зоар имеет ввиду совсем другое, чем то , что утверждает Лайтман , если уж там есть такие слова , (как их перевёл Лайтман) , то может имеется ввиду смысл как у апостола Павла в послании к Рим.1, 20 . ?
Дорогой Дмитрий Владимирович , хотелось бы узнать ваше авторитетное мнение по этому поводу ?
Да благословит вас Всевышний в ваших трудах и в борьбе с силами тьмы !
. . :
Уважаемый Владимир!
Пантеистическое отождествление Создателя с природой выводится некоторыми философами из того факта, что древнееврейские слова «Элогим» и «Га-тэва» — «Бог» и «Природа» — имеют одинаковое числовое значение — 86. Однако на самом деле из «одинаковости числа» следует лишь то, что Бог проявляет Свою силу, «открывается» в природе. Книга Зогар также не содержит того учения, которое приписывает ей М. Лайтман. Она вообще очень сложна для понимания. Но старания «вычитать» из неё атеистические постулаты — напрасны. Ведь эта книга, будучи мистическим комментарием к Пятикнижию, должна пониматься в духе самой Торы, а также основных её толкований, принадлежащих мудрецам, которые жили до Шимона бар Йохая — автора Зогара (II в. н. э.). А дух и буква этих толкований — глубоко теистичны. — Д. Щ.