Здравствуйте дорогой Дмитрий Владимирович!
Недавно решил просмотреть в Интернете если какие материалы по Каббале, и был поражён тем, что весь Интернет заполонил такой деятель как Михаэль Лайтман. Я долго слушал его различные лекции , интервью и т.п. Мне стало интересно как он относится к Святому Писанию и услышал в одном из его ответов (ему люди задают вопросы , а он на них отвечает), что Пятикнижие Моисеево для него учебник а не Святая книга, и надо её воспринимать только в свете каббалы а если буквально верить тому , что там написано то это сказки и т.п.,а сам Моше просто из одних величайших каббалистов и не больше того . Я конечно был поражён такой интерпретацией к Величайшей Книге и Величайшему пророку Моисею! И у меня возникает вопрос : Как же такие древние учителя Каббалы как АРИ , рабби Акива, рабби Шимон и др. (которых как я понял признаёт М. Лайтман ) неужели Тору, да и в общем ТаНаХ не признавали Святой книгой и её авторов пророками , быть такого не может ?!
Мне интересно, сам Лайтман имеет отношение к тем каббалистам Хасидского направления и другим Иудейским направлениям, и как относятся к Лайтману каббалисты , которые признают Библию Священной книгой а не как просто один из учебников по Каббале ? Дело в том , что у него очень много учеников и те кто ему верят , таким образом Лайтман может многих людей убедить в том, что Библию надо воспринимать как какой то учебник например по Физике ?(Не дай Бог !)
Сама Каббала это просто наука или учение дарованное Свыше ?
Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу таких каббалистов как М. Лайтман и ему подобные , которые смешивают учение Каббалы с теорией эволюций Дарвина и Тору воспринимают как учебник ?
. . :
Уважаемый Владимир!
Конечно, авторитетные учителя Каббалы всегда были людьми глубоко верующими и соблюдающими Заповеди.
М. Лайтман делает много странных заявлений — видимо, в расчёте на популярность в кругах неверующих, сомневающихся и т. п. Само собой понятно, что отрицающий (или даже ставящий под сомнение) Первую Заповедь — о существовании Бога и Его непосредственном отношении к человеку («Я Господь Бог твой») не может претендовать на преподавание Торы Моисея и всех последующих Писаний. Каббалистические же тексты суть комментарии именно к Торе (Зогар — последовательное, глава за главой, толкование Торы в духовно-мистическом плане). Поэтому тот, кто не обучает благоговению перед Создателем, молитве и вере в Писание — не является и истинным проповедником Каббалы. — Д. Щ.