Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Спасутся все? 7 04.07.2009 Владимир
 Дорогой Дмитрий Владимирович.
Я заметил третьего участника обсуждения нашей темы. И хотел ему сказать, но поскольку мы общаемся не в форуме, такой возможности не было. Отвечу через Вас, раз Вы указали на него.
Мне понятен весь ужас, который несет с собой смерть. И смерть – это и есть самая большая проблема, как следствие греха на земле, поразившая все человечество с момента грехопадения. До этого не было разделения на Рай и Ад. Был Рай, была жизнь без смерти. Бог не хочет смерти грешника, желает, чтобы все спаслись. Но ответьте мне, разве не от того ли проблемы на земле и происходят, что люди противятся воли Божей? Печаль, нет, скорбь вызывает упрямство и/или неведение той милости от Бога, что мы имеем пока сегодня до великого дня суда. Бог Сам заплатил за грех, который НЕВОЗМОЖНО очистить, как только через пролитие крови. Но я не видел в Библии мест, которые говорили о гарантированном спасении для ВСЕХ.
Вы меня спрашиваете, можно ли считать спасением, если хотя бы один погибнет? Я бы ответил, можно, если хотя бы один только спасся. К счастью, таких будет «как песок морской» за всю историю человечества. К сожалению, «пространным путем» едет большинство в погибель.
Напротив, что Вы называете спасением, если ВСЕ, независимо от их реакции на Милость явленную в Жертве во Христе, «обречены» на вечную жизнь? О каком же спасении говорите, если автоматом все направляются в Рай? Смерть – это действительно смерть. Смерть названа врагом Божьим, которая будет истреблена. Настанет день, когда ее не станет. Так уже было до того, как была нарушена первая из данных Богом заповедей. Ничего до этого подобного во всей Вселенной не было! Чтобы кто-то ослушался Бога. «Изобретение» сатаны стало заразным и губительным. И Господь об этом предупреждал Адама, говоря, не ешь, а то умрешь. Тогда же дьявол использовал еще одно изобретение – ложь пустил в ход, сказав: «нет, не умрете». До сих пор жива эта ложь! Смерть ужасна, но другого не может быть, если быть глухим к словам Божьим. Там где нет согласия с волей Творца – жизни нет. Мы сейчас-то живы, только из милости. Благодать дает спасение, а не «тюремное заключение». Не от дел, чтобы никто не хвалился. Нет у человека того, что он мог бы заплатить за грех свой! Так же, нет возможности и рассчитаться с долгами, находясь в долговой тюрьме (вспоминаем притчу). Или отбывание в темнице равнозначно крестной смерти Христа? О! Как легко человек оценивает, а вернее обесценивает Жертву.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. (Исаия 40)
Это большая проблема, когда люди прибегают к свойственным им стремлениям все оценить и сравнить. В таком случае, человек всегда ошибется! И этому уже был трагический пример:
12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. 13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. (Захария 11)

«Мера за меру»? Еще раз призываю Вас смотреть в контексте, дабы не быть в заблуждении. В Матфея 7:1 говорится о невозможности судить людям, а вот Бог вправе судить. За время новозаветней истории множество раз мы можем заключить, что люди пренебрегали этими вот словами. Служители Церкви одни отправляли других на эшафот, и для таких вот судей будет мера равнозначная, которой они мерили грех, будь то еретикам или иноверцам, а чаще, просто несогласным в политике. «Души обезглавленных» будут отомщены, когда Господь придет и с Собой принесет отмщение.
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. 31 Страшно впасть в руки Бога живаго! (К Евреям 10:30, 31)
И напрасно Вы говорите об ошибках перевода, русский перевод один из лучших. В контексте не только Евр. 9 гл., но всей Библии говорится об окончательной гибели нечестивцев. И приведенный Вами же стих именно об этом же говорит Матф. 25, 41. А еще:
6 Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба (а не сразу после смерти на противоположной стороне лона Авраамова), с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, ВЕЧЕНОЙ ПОГИБЕЛИ, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. (2Фессалоникийцам 1гл)
А щелок очищения в Ис. 1, 25; Мал. 3, 2–4 относится к периоду ДО пришествия Господа. Иначе Вы вынуждены будете согласиться с тем, что после пришествия Христа будут приносится жертвы. Но это не так. Жертвы приносились за грех. Значит, Вы хотите сказать, что после судного дня грех все же будет продолжать существовать? Ведь далее в Мал. 3:3-4 говорится:
…как золото и как серебро, чтобы ПРИНОСИЛИ ЖЕРТВУ Господу в правде. 4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
Интересно, снова к козлам и волам, которые не совершенны были вернемся?
Но после пришествия Христа жертв приноситься не будет, грех будет уничтожен (вместе сатаной и грешниками). Храма не будет уже, Сам Господь будет лицом к лицу к людям.
2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут ПРАХОМ под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. (Малахия 4)
В результате суда может быть только два варианта, чем он может закончиться. Либо оправдание и жизнь вечная, либо – «смерть вторая» и это тоже участь вечная. Середки нет!
14 Вот они, как солома: огонь сожег их, - НЕ избавили души своей от пламени; НЕ осталось угля, чтобы погреться, НИ огня, чтобы посидеть перед ним. (Исаия 47)
1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них НИ корня, НИ ветвей. (Малахия 4)
В связи с этим у меня к Вам есть несколько вопросов:
Значит, Вы считаете, что человек может спастись сам? Т.е. цену, которую нужно заплатить за душу свою человек в состоянии дать выкуп? И в чем же тогда милость Божья?
Если есть мера, то какова мера за грех?
Как всегда, нужны подтверждения из Библии.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
 Уважаемый Владимир!

Нигде ни словом не упомянул я, будто бы «автоматом все направляются в рай». И для многих, – огромного большинства, – осуществляется сказанное:

А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня. (1 Кор. 3, 15).

А разве пребывание в аду в течение даже небольшого времени – не тяжкое очистительное страдание? А заключение в преисподнюю на долгий срок?!

За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их; и богатство их, и шум их, и все, что веселит их. (Ис. 5, 14).

За неправедные богатство, славу, преступное веселье, «извлекаемое» из страданий угнетенных, беззаконник понесет полную кару: все это вместе с ним сойдет в ад – и будет мучить его!

И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе – и никто не потушит. (Ис. 1, 31).

Гореть будет – вместе с делом своим, доколе не прогорит. Так что – милости к закосневшим в грехах, если не покаются, не будет: «Суд без милости – не оказавшему милости…» Они целиком понесут наказание – мера за меру: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» – это слова Учителя, а не мои! Вдумаемся: не большей и не меньшей – а ровно такой мерой отмерится наказание, какое заслужил человек! И царь, символизирующий в притче Всевышнего, отдал своего несостоятельного должника «истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Иисус добавляет:

Так и Отец Мой Небесный поступает с вами, если не простит каждый… от сердца своего брату своему… (Матф. 18, 34–35).

«Пока не отдаст всего долга» – не значит навсегда! В долговой тюрьме с долгами рассчитаться как раз-таки было возможно, – для того и заключали в нее, чтобы либо близкие узника выплатили за него долг, либо он тяжким трудом расплатился (часто – будучи продан в рабство).

Страшно впасть в руки Бога живого! (Евр. 10, 31),

а выше:

…Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия… (Евр. 10, 29).

Итак, наказания разделяются на более или менее тяжкие – раз есть тягчайшее (то есть наиболее тяжелое), а не «всех под одну гребенку стригут»… Мало того – в преисподней даже есть для некоторых душ свои «утешения»:

Среди преисподней будут говорить о нем… Увидит их фараон и утешится» (Иез. 32, 21, 31)

В приведенном Вами тексте 1-й главы Второго Послания к Фессалоникийцам «проблемно» одно только выражение: «вечная погибель» (ст. 9). Потому что о том, что нечестивцы заслужат наказание в «пламенеющем огне» (ст. 8), никакого спора быть не может, об этом сказано ясно во многих местах Писания.
Рассмотрим случаи, когда слово «вечность» (древнееврейское «ол́ам», греческое «айон») употребляется в смысле «постоянного воздействия в течение определенного времени».
Об обрезании сказано:

И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. (Быт. 17, 13)

Однако же само тело – смертно («плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия»), воскрешение будет в преображенном теле (1 Кор. 15, 50–53). В каком же смысле «вечно» обрезание плоти? – В том, что оно является постоянным знаком причастности к Завету – в течение всей жизни человека.
Раб, не пожелавший покинуть хозяина в субботний год, останется «рабом его вечно» (Исх. 21, 6). Понятно, что эта «вечность» окончится – даже не со смертью раба, а с приходом юбилейного года (Лев. 25, 40–41). Итак, «вечное рабство» длится не более 50 лет, но оно «вечно» – в смысле непрерывного рабского состояния.
Еще короче может оказаться «вечность» для рабов-хананейцев, о которых сказано: «Вечно владейте ими» (Лев. 25, 46). Стоит им принять веру Израиля, как их «вечное рабство» окончится на седьмой год, поскольку один закон для пришельца и туземца (Исх. 12, 49; 21, 2).
Что же значит – «вечно владейте ими»? – До тех пор, пока они остаются идолослужителями, рабство – их постоянный удел.
Царь Давид утверждает:

Избрал Господь… меня… чтоб быть мне царем над Израилем вечно. (1 Пар. 28, 4)

– то есть до конца жизни, постоянно.
Пророк Иеремия, жалуясь, что родился на свет, говорит, что лучше бы чрево его матери оставалось «вечно беременным» (Иер. 20, 17). Но мать пророка – смертна… Значит, слово «вечно» и здесь употреблено в смысле – «постоянно», «до конца жизни».
Филистимляне мстили израильтянам «по вечной неприязни» (Иез. 25, 15) – однако эта «вечность» закончилась: «Уничтожу остаток их на берегу моря» (там же, ст. 16), и в настоящее время такого народа не существует. Итак, постоянная неприязнь названа «вечной».
Царь Соломон говорит, что, умирая, «отходит человек в вечный дом свой» (Еккл. 12, 5), – но ведь при воскресении мертвых человек покинет гробницу! «Вечный» здесь – это постоянный в течение долгого срока…
В Новом Завете (Иуд. 1, 7) сказано, что Содом и Гоморра подверглись «казни огня вечного». Однако же когда этот огонь сжег дотла упомянутые города, он погас! «Вечный» он в том смысле, что горел постоянно, пока не обратил города в пепел (Быт. 20, 28 – Авраам еще на другой день видел дым пожарища, «как дым из печи»).
Приведенные примеры позволяют понять и определение «вечная» по отношению к адской муке: она будет «непрерывной», «постоянной» – пока душа, не внявшая призывам к покаянию и очищению иными средствами, не «переплавится» полностью в геенне…
О сообразности «вечных мук» любви Божией я подробно ответил Кириллу, – можете считать, конечно, что и Вам тоже.
Что касается жертв в Мессианском тысячелетии, – они обязательно приноситься будут. Ведь на новой земле, под новым небом (Ис. 65, 17) еще останутся грешники (там «столетний грешник будет проклинаем» – ст. 20), а потому понадобятся и жертвы – не за спасение человечества в целом, осуществленное Иисусом Христом, но за отдельные грехи, вновь совершаемые (Иез. 43, 7, 9, 18–27). Однако это – тема другая…
В общем, вопрос ставится о бессмертии души – или ее «смертности». Во втором случае «уничтожение» грешников из бытия тоже вряд ли соответствует описанию гнева Божия как временного:

Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Ис. 57, 16)

Получилось бы, что Он, все же, «гневается до конца» (упаси Боже!), то есть до полной гибели грешников. В первом же случае (при учении о бессмертии души) вышло бы, что Он якобы «вечно ведет тяжбу», и духи вечно изнемогают в аду.
То и другое противоречит истине!

Теперь – Ваши вопросы.

1. Считаю ли я, что человек может спастись сам? – Нет, не считаю. Спасение – это проявление Божьей милости. Милости же и любви его нет конца («ибо вовек милость Его» – Пс. 135).

2. В состоянии ли человек дать выкуп за душу свою? – Нет, не в состоянии (Матф. 16, 26). В случае уверования и покаяния выкуп за него дает Мессия. В случае неверия и противления – милость Божия выражается в том, что Он очищает душу человека посредством суда, воздаяния, наказания (в том числе муками геенны).

3. Милость Божия – «вовек», и потому в обоих случаях, как при прощении по ходатайству Мессии (Ис. 53, 12), так и при очищении через наказание, – Отец Небесный проявляет Свою любовь к детям. Но, конечно, для самого человека – разница колоссальная…

4. Если есть мера, то какова же мера за грех?
В том, что мера есть, нас убеждает Писание:

Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его… (Ис. 27, 8)
И поставлю суд мерилом и правду весами… (Ис. 28, 17)

А ведь мерилом измеряют, а на весах – взвешивают, так что все по справедливости:

…Нет неправды в Нем… (Втор. 32, 4)

Какова же мера за грех? – Об этом говорит Закон Божий, назначая за каждый грех особое воздаяние, искупление и т. п., – начиная с 21-й главы Книги Исход и до конца Торы. Как известно, в Новом Завете не отменяется «ни одна иота или ни одна черта из Закона» (Мф. 5, 17–19).
Не получивший воздаяния за грехи в земной жизни и не покаявшийся – получит полной мерой после смерти тела. Однако заметьте: даже тот, кто нарушает заповеди, в конце концов, после воздаяния («не войдете», ст. 20), все же получит доступ в Царство Небесное, хотя и наречется там «малейшим» (ст. 19)! – Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |