Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

О пище и питие 03.07.2009 Ярослав -Киев
 Мне очень нравиться, как вы рассуждаете и проводите связи ВЗ и НЗ. Как раз сейчас читаю книгу "Введение в ВЗ" на книгу Левит. В данный момент исследую вопросы чистой и не чистой пищи. И позвольте не согласиться с вашим рассуждением на одно место и Послания к Колоссянам:
2:16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело - во Христе.

Давайте посмотрим на контекст. Павел, закончив апологетическую речь относительно Божественной природы Христа и повествования о своем апостольском служении, переходит к "проблемам" колосской общины:

1. философия в рядах христиан:

8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу

2. насаждение закона со стороны иудеев:

11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело - во Христе.

3. мистические учения об Ангелах:

8 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.

4. смесь христианства с аскетизмом:

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 "не прикасайся ", "не вкушай ", "не дотрагивайся " -
22 что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Вернемся к пище. Пункт второй. Явно видно из контекста, что были иудеи, которые будучи "ревнителями Закона" приходили к христианам из народов мира, и учили тому, что написано в Законе. И именно об этом Павел и говорит - "никто да не осуждает вас за пищу, или питие". То есть, были Иудеи, которые осуждали колоссян, за то что они НЕ исполняли, то что написано в Законе о чистой и не чистой пище.
Судя из контекста так. И главное, что написано в 16 стихе: "ИТАК" - что свидетельствует о связи с вышесказанным! Прокомментируйте пжлст.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
 Уважаемый Ярослав!

Благодарю Вас за добрый отзыв о книге. Вы пишете: «Позвольте не согласиться…» — но позволяет ли это контекст?! Заметьте, что первое «итак» (ст. 16) связывает данный стих со ст. 8, где сказано о «философии и пустом обольщении по преданию человеческому». Поэтому разделять тему на две («философия в рядах христиан» — ст. 8 и «насаждение закона» — ст. 11–17) контекст не позволяет. То же относится и ко второму «итак» (ст. 20): в этом стихе продолжается та же тема, находящая завершение не только в последних стихах главы (ст. 20–23), но и в главе 3: третье «итак» — ст. 1, четвертое — ст. 5, пятое — ст. 12. Все эти «итак» словно бы прошивают и объединяют содержание глав 2 и 3. Поэтому нельзя и вычленять из общего содержания еще две темы, которым Вы дали произвольные подзаголовки: «мистические учения об Ангелах» и «смесь христианства с аскетизмом». Темы эти, несомненно, присутствуют, но — во всем тексте.
Рассмотрим теперь общее противопоставление двух учений в речи апостола Павла.
С одной стороны, он говорит о «философии», «пустом обольщении», «предании человеческом» (ст. 8), «самовольном смиренномудрии», «служении Ангелов», «безрассудном надмении плотским умом» (ст. 18), о «заповедях и учении человеческом» (ст. 22). Конечно, Закон Божий, заповеди Божии апостол никогда не назвал бы ни «преданием человеческим», ни «учением человеческим»! А ведь он не мог не знать или забыть, что пищевые постановления Книги Левит (глава 11) и Второзакония (глава 14) — это именно Божие, а не человеческое учение:

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им… вот животные, которые можно вам есть… (Лев. 11, 1–2)

Теперь посмотрим, что́ же противопоставляет апостол «преданию и заповедям человеческим»: учение Христа (по Христу) — ст. 8; «совлечение греховного тела плоти» — ст. 11; пребывание во Христе («с Ним» и «в Нем») — ст. 12; обрезание («были мертвы в необрезании плоти вашей» — ст. 13); наконец, вкушение пищи и пития по закону Божию (а не по «преданию человеческому»), а также соблюдение праздников, новомесячий и суббот — предписанных Богом (ст. 16–17)! Соблюдение этого всего апостол именует «тенью будущего», прибавляя: «А тело — во Христе» (ст. 17). Если бы он подразумевал, что постановления Божьего Закона исполнены во Христе и ныне отменены, то назвал бы их «тенью настоящего», так как к моменту его речи Иисус Христос уже явился, умер и воскрес! Но он назвал заповеди Закона Божия «тенью будущего», то есть будущего Царства Божия, Мессианского царства, где верующие всех веков, которые составят в будущем полноту тела Христова (I Кор. 12, 12–14), узрят осуществление тех благ, тенью и символами которых являются предписания Торы (Евр. 4, 9–11). Поэтому и сам Иисус сказал об этих предписаниях, что даже малейшая часть их («иота или черта») не отменится, «пока не исполнится все» (МАтф. 5, 17–20), то есть пока не достигнет полноты тело Его (Церковь) и Мессианское царство (Откр. 21, 2–5); только после схождения на землю «скинии Бога с человеками» Он говорит: «се, творю всё новое»).
«Итак», совершенно ясно, что человеческое учение о самовольном аскетизме и о дозволенности «вкушать все» и нарушать праздники Господни — апостол осуждает, а жизнь «во Христе» и по Его учению — одобряет и утверждает! — Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |