Уважаемый Дмитрий Владимирович!
На вопрос Моисея: «Кто ты»?
Бог ответил: «Ейе ашер ейе» (иврит) – дословно: буду, который буду.
В самом общедоступном комментарии Торы на русском языке: в издании Сончино комментатор отмечает, что это весьма трудное для понимания выражения Бога. Однако, в следующим же выражении ссылается на неких талмудических мудрецов, которые утверждают, что таким образом Бог хотел выразить неизменность своей природы.
Возможно это так, но о какой же неизменности можно вести речь, если и субъект, и предикат высказывания стоят в будущем времени. Разве что о неизменности незавершенности, не состоявшемся состоянии, но вечной будущности.
Я не специалист, пробовал искать другие комментарии в сети и Яндекс выдал всего 3 совпадения, которые мало что могут прояснить. Неужели человечество и мыслители-теологи обошли вниманием прямое высказывание Бога о своей природе. Это кажется немыслимым.
Не могли бы Вы рассказать подробней об истории изучения этих слов Бога.
. . :
Уважаемый Алекс!
Приведённые Вами слова из Исх. 3, 14 послужили на протяжении столетий поводом для огромного числа комментариев. Привести здесь хотя бы часть их — невозможно, их изучение требует глубокого проникновения в филологию, философию, историю экзегетики. Отметим, что в рассматриваемом Имени речь идёт о бытии как таковом (глагол «̃гайя» — «быть») и о времени (будущем, или длящемся), то есть — о сотворении и возобновлении всей совокупности бытия во времени. Создатель всего и всех, и Он же Творец времени — произнесением этого Имени манифестирует Свою абсолютную власть над мирами и Свою волю, проявляющуюся во временн́ых потоках бесконечной жизни. Глубина смысла этого Имени и стоящих за ним понятий и сущностей превосходит возможности человеческого постижения. — Д. Щ.