Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Вечное спасение? 11.03.2009 Посланник
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Если Вас не затруднит, два вопроса.

1. Очень интересны и приятны Ваши аргументы в книгах, что в конце концов все люди обретут спасение. Но как тогда толковать места Евангелия, в которых сказано о вечной гибели, вечных муках? И слова богатому юноше, что богачам так же трудно войти в Царство, как верблюду - в игольное ушко? (Но верблюд в ушко точно не пролезет.) И еще: как быть с теми местами Евангелия от Иоанна, где сказано, что Царство не унаследуют те, "кто не родился от воды и Духа" (т.е. не принял христианское крещение), и что "кто не знает Сына, не знает и Отца"?

2. Что такое "нищие духом"? Я читал разные толкования: смиренные, скромные, "нищие по велению Духа", просящие Духа... Понятно, что эти толкования не исключают друг друга, но какое из них главное? Есть ли эта фраза еще где-то в Библии? Соответствует ли это значение тому, которое используется в текстах Кумрана?

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Посланник!

Определение «вечный» Писание употребляет в разных смыслах. Например, Исх. 21, 6 говорит о рабе, который останется таковым «вечно». Однако в буквальном смысле это невозможно, поскольку человек смертен, — а к тому же в юбилейный год любой раб всё равно обязан выйти на свободу (Лев. 15, 8–10). В случае с рабом такая вечность длится до 50 лет; в случае с отроком Самуилом, отданным «навсегда» — в оригинале «навечно» — на служение в Скинии, «вечность» кончается со смертью — ср. «на все дни жизни его» (I Цар. 1, 11, 22, 28). О земле сказано:

Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. (Пс. 103, 5)

В то же время,

…Стихии… разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (II Петр. 3, 10)

«Вечное» пребывание земли продлится до великой перемены — «дня Господня» (там же). Также говорится, что у Идумеи «вечная вражда» против Израиля (Иез. 35, 5); но, в то же время, сама Идумея исчезнет как царство (там же, ст. 7–9) — о какой же буквальной «вечной вражде» можно говорить? Да и о гибели самой Идумеи сказано:

…Вечно будет восходить дым ее… во веки веков никто не пройдет по ней… (Ис. 34, 10)

Это значит, что долго будут дымиться развалины сожжённых городов, — но в настоящее время никакого дыма в тех краях не заметно, и по бывшей земле Идумеи ходит много людей…
Итак, определение «вечный» может означать: «длящийся долго, до особых, жизненно важных перемен».
Именно такие перемены обещаны даже самым нечестивым грешникам, мучающимся «вечно» в аду. Сказано, что Христос будет царствовать

…Доколе низложит всех врагов под ноги Свои. (I Кор. 15, 25),

— то есть покуда ему не покорятся все — и не оживут в Нём (ср. «во Христе все оживут», I Кор. 15, 22). Какой же ад — для покаявшихся и «оживших во Христе»?! А ведь таковыми, сказано, станут все! После чего —

…Будет Бог все во всем. (I Кор  15, 28)

Так что же — Бог будет обитать в грешниках, мучающихся в аду?! Никогда, ибо Он Духом обитает лишь в праведниках, как во храмах Своих (I Кор. 6,19–20)! И последующие слова пророка Осии, приводимые в I Кор. 15, 55:

Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (I Кор. 15, 55)

— относятся к тем временам, когда будет «поглощена смерть победою» (там же, ст. 54). Если же в аду останется тогда хоть один грешник — ад сможет «хвалиться» этой своей «победой», и пророческое слово не сбудется…
Итак,

Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Римл. 11, 32)

А через Исаию Он Сам говорит прямо и недвусмысленно:

Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Ис. 57, 16)

А разве не «изнемог» бы дух человеческий от «вечных» (в буквальном смысле) адских мук?!..
Учащие иному — не знают, что «Бог есть любовь» (I Иоанн. 4, 8, 16), и запутались в интерпретации Писаний…
Что касается трудности для богатого войти в Царство, — он когда-нибудь обеднеет, чтобы войти в него:

Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. (I Цар. 2, 7) ;

и здесь же:

Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит… (I Цар. 2, 6)

— т. е. после наказания в преисподней может дать новый шанс! А души тех, «кто не родился от воды и Духа» и «не знает Отца» — будут переплавлены в горниле,

…Чтобы приносили жертву Господу в правде. (Мал. 3, 2–3)

Теперь — о «нищих духом». Это выражение совпадает по смыслу с рядом других: древнееврейское «дакъэ́й ру́ах» — «сокрушённые духом» (Пс. 33, 19), «шэфа́ль ру́ах» — «униженный духом» (Прит. 16, 19), «нэхэ́ ру́ах» — «разбитые духом» (Ис. 66, 2). И в Библии, и в Кумранских текстах такие люди противопоставляются «надменным сердцем» (Прит. 21, 4; Иер. 49, 16), проще говоря — гордецам:

Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. (Прит. 29, 23)

Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |