Добрый вечер Дмитрий Владимирович. Давно ищу ответ, почему ап. Павел в 1 Кор. 11:4, 1 4 говорит, что для мужчины позор длинные волосы. Но ведь в Вет. Зав. есть постановление о назареях и им предписывалось не стричься. Если бы Павел написал нам, я бы его поняла, у нас так принято. Но в те времена и евреи молились с покрытой головой, а Павел сам был иудей из иудеев. Если возможно, объясните эту тонкость. С женщинами как бы понятно.
. . :
Уважаемая Елена!
Попытаюсь ответить на Ваш вопрос о «длинных волосах» — I Кор. 11, 1–16. Апостол Павел в том же Послании неоднократно напоминает, что его слова имеют не буквальный, но духовный смысл — I Кор. 2, 13–14; 14, 37–38 и др. Так и в вопросе «покрытия головы» надо обратить внимание на иносказание, заключающееся в 11, 3–4:
…Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж... (I Кор. 11, 3)
Греческое слово «кефалэ» означает и «голова» («часть тела») и «глава» («начальствующий»). Следующий стих:
Всякий муж, молящийся… с покрытою головою, постыжает свою голову. (I Кор. 11, 4),
— тесно связан с предыдушим: мужу глава — Мессия, и если во время молитвы «глава» этого мужа — Христос — от него «сокрыт» (образ «покрытия головы» означает здесь «сокрытие главы — Мессии»), то такой молящийся «постыжает голову свою» («голову» в буквальном смысле, поскольку его мысли не получают должной молитвенной направленности к Отцу через Мессию — ср. I Тим. 2, 5). В то же время, «жене глава — муж» (11, 3), поэтому — «всякая жена, молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову» (11, 5). Когда для жены во время молитвы «открыт» её муж, являющийся её «главою», т. е. она думает о нём, а не о Боге, — то она «постыжает свою голову» (в буквальном смысле, т. к. её мысли направлены на земное — ср.: замужняя «заботится о мирском, как угодить мужу» — I Кор. 7, 34). При ином, буквальном, понимании слов о «покрытии головы» теряется всякая связь между стихами 3 и последующими…
Теперь — о «волосах». Они растут из головы физически, но мысли — тоже «растут» из неё, в переносном смысле, поэтому волосы символизируют мысли: «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него». При буквальном понимании не только «упраздняется» обет назорейства (который, между прочим, исполнял одно время и сам Павел — Деян. 21, 18–24), но и становится непонятным традиционное изображение самого Иисуса, а также Иоанна и др. апостолов с длинными волосами…
Почему же, если муж «растит волосы» (т. е. умножает собственные мысли), то это — «бесчестье для него»? Разве самостоятельно размышлять плохо?! Но здесь речь продолжает идти о молитве или пророчестве (ср. стих 4), а не об обыденной ситуации мышления; а во время общения с Богом следует стараться отсекать посторонние мысли, ибо даже «мудрость мира сего» Бог «обратил в безумие» (I Кор. 1, 20), и рационально мыслящий («душевный») человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь…» (там же, 2, 14). Вот такой «растящий мысли» муж и получает, в духовном смысле, «бесчестье».
Более глубокий уровень понимания 11-й главы связан с учением о «муже» (Адаме) как человеческом духе, и о «жене» (Еве) как человеческой душе. — Д. Щ.