Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

вопрос 02.10.2008 Елена
 Добрый вечер Дмитрий Владимирович. Давно ищу ответ, почему ап. Павел в 1 Кор. 11:4, 1 4 говорит, что для мужчины позор длинные волосы. Но ведь в Вет. Зав. есть постановление о назареях и им предписывалось не стричься. Если бы Павел написал нам, я бы его поняла, у нас так принято. Но в те времена и евреи молились с покрытой головой, а Павел сам был иудей из иудеев. Если возможно, объясните эту тонкость. С женщинами как бы понятно.

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемая Елена!

Попытаюсь ответить на Ваш вопрос о «длинных волосах» — I Кор. 11, 1–16. Апостол Павел в том же Послании неоднократно напоминает, что его слова имеют не буквальный, но духовный смысл — I Кор. 2, 13–14; 14, 37–38 и др. Так и в вопросе «покрытия головы» надо обратить внимание на иносказание, заключающееся в 11, 3–4:

…Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж... (I Кор. 11, 3)

Греческое слово «кефалэ» означает и «голова» («часть тела») и «глава» («начальствующий»). Следующий стих:

Всякий муж, молящийся… с покрытою головою, постыжает свою голову. (I Кор. 11, 4),

— тесно связан с предыдушим: мужу глава — Мессия, и если во время молитвы «глава» этого мужа — Христос — от него «сокрыт» (образ «покрытия головы» означает здесь «сокрытие главы — Мессии»), то такой молящийся «постыжает голову свою» («голову» в буквальном смысле, поскольку его мысли не получают должной молитвенной направленности к Отцу через Мессию — ср. I Тим. 2, 5). В то же время, «жене глава — муж» (11, 3), поэтому — «всякая жена, молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову» (11, 5). Когда для жены во время молитвы «открыт» её муж, являющийся её «главою», т. е. она думает о нём, а не о Боге, — то она «постыжает свою голову» (в буквальном смысле, т. к. её мысли направлены на земное — ср.: замужняя «заботится о мирском, как угодить мужу» — I Кор. 7, 34). При ином, буквальном, понимании слов о «покрытии головы» теряется всякая связь между стихами 3 и последующими…

Теперь — о «волосах». Они растут из головы физически, но мысли — тоже «растут» из неё, в переносном смысле, поэтому волосы символизируют мысли: «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него». При буквальном понимании не только «упраздняется» обет назорейства (который, между прочим, исполнял одно время и сам Павел — Деян. 21, 18–24), но и становится непонятным традиционное изображение самого Иисуса, а также Иоанна и др. апостолов с длинными волосами…
Почему же, если муж «растит волосы» (т. е. умножает собственные мысли), то это — «бесчестье для него»? Разве самостоятельно размышлять плохо?! Но здесь речь продолжает идти о молитве или пророчестве (ср. стих 4), а не об обыденной ситуации мышления; а во время общения с Богом следует стараться отсекать посторонние мысли, ибо даже «мудрость мира сего» Бог «обратил в безумие» (I Кор. 1, 20), и рационально мыслящий («душевный») человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь…» (там же, 2, 14). Вот такой «растящий мысли» муж и получает, в духовном смысле, «бесчестье».

Более глубокий уровень понимания 11-й главы связан с учением о «муже» (Адаме) как человеческом духе, и о «жене» (Еве) как человеческой душе. — Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |