Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

613 заповедей 13.03.2008 SKY
 Дорогой Дмитрий Владимирович!
Меня беспокоит один вопрос, который я никак не могу внутренне решить для себя, и надеюсь на Вашу помощь.
Я последние полгода читаю "Введение в Ветхий завет", я потрясена Вашим разъяснением до глубины души, я полностью согласна со всем, о чем Вы пишите… но не могу понять: ведь сегодня все 613 заповедей "не могут" быть исполнены. Начать с того, что жертвоприношение заменено молитвой, а ведь в Ветхом завете не малое место отведено правилам жертвоприношения. Изменились многие исторические реалии. Так как провести ту грань, какие заповеди из 613 требуют прямого исполнения, а какие остались только как символическое указание?
Или это личное дело каждого верующего?
Вот если взять самое простое: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье…" Ведь сегодня большинство женщин ходит в брюках. Означает ли данная заповедь, что женщина не должна носить брюк? Или достаточно понять и почувствовать, что женщина должна оставаться всегда женщиной, не должна брать на себя мужские функции, должна жить чувствами и оставаться кроткой и т. д., то есть должна стараться соответствовать Божьему замыслу в отношении ее.
И будет ли с ее стороны лукавство, если она скажет себе, я стремлюсь ко всему этому, и при этом оденет брюки?
Дмитрий Владимирович, одним словом, я не могу решить для себя:
- если сегодня все 613 заповедей "не исполнимы", то как же Христос говорит "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все"? Относится ли это только к символическому значению заповедей?
- когда заповедей так много, как не впасть в догматизм и сохранить живое чувство?
Не достаточно ли в этом случае для прямого исполнения только заповедей из Нового завета?..

С любовью,

Наташа.

. . :
Уважаемая Наташа!

Несомненно, предписание, полученное Моисеем свыше:

И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе. (Исх. 26, 30),

— относится и ко всему устройству религиозной жизни вообще, ко всем заповедям и указаниям. Все внешние предписания — это «образы и тени небесного»:

…Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. (Евр. 8, 5)

Закон же в целом «имеет тень будущих благ» (Евр. 10, 1). Но соответствие «предмета» его «тени», «лица» — его «отражению» в данном случае является совершенным, полным, детальным. Потому и сказано, что «ни одна йота не прейдёт из закона». Например, Вы упомянули предписания о жертвах. Разъяснению символического смысла жертв (которые указывают на необходимость «возлагать на жертвенник» свои животные силы) мы уделили немало места во «Введении в Ветхий Завет». Старание же исполнить «всё» (или даже что-либо одно) без помощи благодати, нисходящей свыше,— в лучшем случае признак детскости, неразумности, а в худшем – гордости и самоуверенности. Вспомните слова Иисуса:

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоан. 15, 4–5)


Согласно Галл. 5, 14:

…Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Гал. 5, 14)

А это значит, что смысл всех заповедей, относящихся к межчеловеческим отношениям,— установить любовь, милосердие, взаимопомощь среди людей. Но это — содержание Второй Скрижали. На Первой же, как Вы знаете,— заповеди, относящиеся к Богочеловеческому общению:

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»:
Сия есть первая и наибольшая заповедь;
Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф. 22, 35–40)


Надо пояснить, что словом «утверждается» (стих 40) передано греч. «кр.́эматай» — «висит» (ср. русск. «зависеть» — в первоначальном смысле «быть подвешенным», «висеть на чём-либо»). Итак, все заповеди как бы «висят», «держатся» на любви к Богу и ближнему. Вот почему чисто «плотское», без любви, совершение какого-либо действия, внешне выглядящего как исполнение заповеди,— не приносит пользы:

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (I Кор. 13, 3)

(Заметим, однако, что бедняки, которым «не имеющий любви» раздаст все своё имение, некую материальную пользу всё же получат; мы же говорим о пользе духовной для самого раздающего).
Желаю Вам всегда стараться исполнять заповедь Христа:

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. (Иоан. 15, 9),

— и это научит Вас всему остальному…— Д. Щ.


[ ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |