Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Ап. Павел и Закон Божий 04.02.2008 Вопрошатель
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Открыв для себя Ваши книги и Ваш сайт, с колоссальным интересом вникаю в Ваши толкования. Примите мою благодарность и уважение за то, что Вы сделали и делаете для людей.

Позвольте поделиться с Вами проблемой. Согласно учению Иисуса Христа, "ни одна йота, ни одна черта не прейдет из Закона" (Мф 5:18). Это сформулировано предельно ясно. Менее ясно учение апостола Павла на сей счет. Насколько я понимаю, Вы стоите на той позиции, - имеющей основание в самом Новом Завете (2 Петр 3:15-16; Рим 9:4-5), - что противоречие это лишь кажущееся. Мне бы тоже хотелось так думать. Однако на ум приходит не только почтенный возраст антиномистского понимания Павла (отрицательный его образ в "Псевдоклиментинах" и вообще иудеохристианстве),но и (вроде бы!) очевидные отрывки из Послания к Галатам. Причем опять же это не только отдельные реплики (Гал 5:2), но и сама логика его рассуждений. Если у Вас найдется время, не объясните ли, как Вы понимаете аргумент в Гал 3:17-20 (по правде говоря, он вообще кажется мне странным) и особенно 4:21--26? Буду откровенен: мне очень нравится св. ап. Павел, но если бы я не знал, что эти рассуждения боговдохновенные, я бы считал их туманными и неубедительными. Объясните, пожалуйста, чего я здесь не вижу. Существует ли правдоподобный способ прочтения этих стихов, при котором противоречие с Мф 5:18 снималось бы, а сама аргументация выглядела бы веской? Добавлю еще, что сами обличения Павлом "иудействующих" мне представляются богословским и риторическим перебором: разве не признает сама Тора, что обращение в иудаизм допустимо? Разве не предполагается это и в Евангелии от Матфея?
Прошу простить, если вопрос кажется Вам слишком дерзким. (Я верю в богодухновенность Писаний, но хотелось бы, чтобы эта вера была сопряжена с пониманием.) И еще простите, что отнимаю время. Но проблема - огромной значимости.

Храни Вас Господь!

Вопрошатель

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Вопрошатель!
Благодарю Вас за искренние слова и важные вопросы.
Отдельные места из Посланий Павла следует рассматривать в контексте всего его мировоззрения. Так, его утверждение в стихе Гал. 5, 2:

Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. (Гал. 5, 2),

— неотделимо от следующего за ним:

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. (Гал. 5, 3)

Сделаем вывод: коль скоро всякий обрезывающийся обязан исполнить весь Закон, то, следовательно, Закон (Тора) сохраняет свою силу для обрезанных ― ведь закон отмененный не обязателен ни для кого (как, например, большинство законов Советского Союза в наше время)… Итак, здесь Павел утверждает, что Закон (Тора) обязателен именно для тех, кому он и был дан в начале —израильтянам:

Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх. 19, 3–6)


Что же касается обращающихся ко Христу из других народов (к которым относятся и адресаты послания ― Галаты), то для них Первым (Иерусалимским) Собором апостолов определено соблюдать, в период своего «взросления в вере»

…Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение… (I Петр. 2, 2),

— только законы сынов Ноевых:

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
А написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. (Деян. 15, 19–20)
,

— ср. с:

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];
Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… (Быт. 9, 1–9)


Однако в постановлении того же Первого (Иерусалимского) Собора указано, что прозелиты Нового Завета должны постепенно изучать Закон Моисеев:

Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. (Деян. 15, 21),

— вплоть до вступления в Завет Авраамов и присоединения к израильтянам как к царству священников:

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. (I Петр. 2, 9–10)
,

— ср. с:

…А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх. 19, 6)

О вступлении «совершенных в вере» в Завет Авраамов Павел свидетельствует:

Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками… (Еф. 2, 11)

Здесь сказано, что члены Ефесской церкви ― это «некогда язычники по плоти», которых «называли необрезанными». Значит, в момент написания Послания они ― уже не «язычники по плоти» (а чем «по плоти» отличается израильтянин от язычника? ― Только обрезанием!), они ― обрезанные прозелиты, и, следовательно, уже не отчуждены от общества Израильского:

…В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —
И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
Не от дел, чтобы никто не хвалился.
Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду… (Еф. 2, 2–14)


Почему же Галатам, в таком случае, Павел написал иное?

Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. (Гал. 5, 2)

Да потому, что их поместная церковь ― община — еще находилась на достаточно «младенческом» уровне; они были еще «несмысленны», подобно малым детям:

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? (Гал. 3, 1, 3)
,

— в то время как Ефесяне близки уже были к уразумению тайн премудрости Божьей:

…Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. (Еф. 3, 18–19)
,

— и готовы к духовным браням как воины Его:

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
И обув ноги в готовность благовествовать мир;
А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых… (Еф. 6, 14–18)


Как же может духовный младенец (член галатийской церкви), который «несведущ в слове правды», т. е. в Торе:

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. (Евр. 5, 12–14)
,

— исполнять ее заповеди должным, новозаветным, духовным образом?! Для этого ему нужно возрасти в вере, подобно самому «отцу верующих» ― Аврааму, который с 75 до 99 лет служил Богу, будучи необрезанным (и стал прообразом всех, служащих в необрезании):

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. (Быт. 12, 1–4)
,

— а «печати праведности» ― обрезания ― удостоился лишь в 99 лет:

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой. (Быт. 17, 1–14)
;

— ср. с:

Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
И отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры. (Римл. 4, 6–13)


Поэтому, если «духовный младенец» ― галат — раньше времени обрежется и этим примет на себя обязанность исполнения всех заповедей Торы:

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. (Гал. 5, 3),

— то он не сможет исполнять Закон Божий в Духе, а ведь Закон ― духовен:

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. (Римл. 7, 14),

— и вынужден будет уделять все внимание не духовному росту, а «вещественным началам»:

Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира… (Гал. 4, 3);

— начав духом, такой человек «окончит плотью»:

Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? (Гал. 3, 3)

По-настоящему, в Духе, Христе, исполнять Закон ― это привилегия не «младенцев», но «совершенных»:

Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. (Евр. 5, 13–14)



Теперь ― о другом упомянутом Вами фрагменте ― Гал. 3, 17–20:

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
Но посредник при одном не бывает, а Бог один. (Гал. 3, 17–20)


Здесь речь идет о том, что Аврааму дано обетование: «И благословятся в семени Твоем все народы Земли»:

…И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Быт. 22, 18)

Павел объясняет, что это благословение распространяется на все народы через Мессию ― Иисуса, который и назван, в мистическом смысле, «семенем Авраама»:

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. (Матф. 1, 1)

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ибо написано: проклят всяк, висящий на древе,
Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. (Гал. 3, 13–14)


Если бы вся воля Божия относительно человечества заключалась исключительно в 613 заповедях Торы, то спасение было бы даровано только израильтянам ― и сравнительно немногим прозелитам иудейства. Но ведь дарованию Торы, как отмечает Павел, 430-ю годами ранее предшествовало данное Аврааму обетование о Мессии ― «семени». Это обетование о благословении (спасении) всех народов не отменилось при даровании Закона:

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. (Гал. 3, 17)

«Если по закону наследство» (там же, ст. 18), то не исполняющие заповеди Торы наследниками вообще не являются; однако же милость Божия, Его любовь призывает и объемлет, через Мессию, все народы, среди которых израильтяне и призваны быть священниками:

…А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх. 19, 6)

Однако самого Закона все, сказанное выше, отнюдь не отменяет!
Аргумент, кажущийся вам «странным»:

Но посредник при одном не бывает, а Бог один. (Гал. 3, 20),

― с духовной точки зрения, совершенно логичен. При Синае стояли люди, в которых (за единичными исключениями ― Моисея, Аарона и еще нескольких) Бог не обитал как в Своем храме; в Новом же Завете Он обитает в верующих:

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. (I Кор. 3, 16–17)


Поэтому не нужен «посредник» между Богом, глаголющим с небес:

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф. 3, 17),

― и Богом, обитающим в сердце:

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (I Кор. 6, 19),

— да и Заповеди пишутся уже «не на скрижалях каменных», но на плотяных скрижалях сердца»:

…Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. (II Кор. 3, 3)

И посредника (подобного Моисею) для передачи их не требуется — «вселюсь в них и буду ходить в них»:

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (II Кор. 6, 16)

Впрочем, в греч. оригинале Гал. 3, 20 сказано несколько иначе: «О дэ меси́тес эно́с ук э́стин ― о дэ Тео́с эйс э́стин» — «Посредника же (для) единого не существует ― Бог же един»). Имеется в виду внутреннее свидетельство Духа — вместо внешнего посредника Завета в лице Моисея…


Наконец, Вы приводите текст Гал. 4, 21–26:

Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. (Гал. 4, 21–26)


Здесь также говорится не об «отмене» Торы, но о двух отношениях с Богом: отношении раба ― и отношении сына. Уже в стихе 21-ом Павел призывает «слушать Закон» (а не отменить!), т. е. вникать в его духовный смысл. Ведь, когда Бог живет в сердце, то и Закон написан на сердце:

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. (Иер. 31, 33)

Но это относится только к человеку духовному, а не плотскому или душевному:

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. (I Кор. 2, 12–16)

И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. (I Кор. 3, 1)


Однако нигде и никоим образом апостол не ставит под сомнение ту истину, что Закон (Тора) свят и духовен, что Заповедь его и свята, и праведна и добра:

Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. (Римл. 7, 12, 14)



…К сожалению, многое за минувшие века было неточно, или даже ложно истолковано людьми, «не имеющими Духа Христова, которые ― и не Его» (Римл. 8, 9), не рожденными свыше:

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан. 3, 3–6)

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан. 1, 12–13)
;

— не воскресшими из мертвых:

Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». (Еф. 5, 14)

А ведь речь идет о живом Слове Божьем!

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр. 4, 12)


Отсюда и происходит приписывание вестникам Божиим (в т. ч. и ап. Павлу) крайне нелепых противоречий (например, Закон, с одной стороны, свят и необходим для духовного развития, а с другой ― уже якобы излишен, не нужен и даже вреден)… Но ― сам Учитель обещает:

«…Ищите, и найдете, стучите, и отворят вам» (Матф. 7, 7 ).

P. S. В Клементинах ап. Павел не упоминается в качестве антагониста Закона; таковым там назван Симон-волхв, отождествление которого с Павлом представляется надуманным. Что же касается иудео-христиан (не первой Церкви, а позднейших), среди них были разные толки и мнения, в т. ч. по важнейшим вопросам веры,― вплоть до сторонников антиномического гностицизма (последние в Талмуде именуются «миним»)…— Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |