Здравствуйте!
Посылаю Вам «вопрос к автору». Ввиду принципиальной важности вопроса хотелось бы получить ответ от самого Дмитрия Владимировича.
При толковании некоторых книг Библии автор (Дмитрий Владимирович) прибегает к помощи науки Каббалы (каббалистическая мистика, «коды Торы» и т.д.), оперируя буквами «священного» еврейского алфавита. Это, конечно, значительно повышает и углубляет уровень толкования. Автор оправдывает этот подход «умножением ведения» в наше время. Согласен с этим.
Но, с другой стороны, в сознании многих христиан каббала ассоциируется с «халдейской мудростью», которая привела к фарисейству, реакционному талмудизму, оккультизму. Одним словом была использована «сынами тьмы» , чтобы «стать богами». И это правда.
Как тут быть? Где тот критерий, та грань, которая позволяет использовать науку Каббалы «Сынами света» для утверждения Истины? Помогите разобраться.
Отсюда побочный вопрос.
В наше время все большую силу набирает деятельность Международной академии каббалы, возглавляемой Михаилом Лайтманом. В основе - учение раввина Бааль Салама. Цель – достижение Богоподобия через науку Каббалы (минуя «делание заповедей» Закона) через медитацию. В нем тоже много говорится о 6000 годах, Третьем Храме и Мессии. Как относиться к этому явлению ?
Если в произведениях автора (Дмитрия Владимировича) при описании библейской истории явно просматриваются «два Израиля»: один «мятежный из сынов народа», отступивший от Торы и Бога, другой – хранящий Завет и Пророков, от них же «Новозаветный Израиль», то к какому «Израилю» относится это учение раввинов-каббалистов ?
Заранее благодарен. Алексей.
. . :
Уважаемый Алексей!
Еврейский алфавит является не «священным» в кавычках, как вы его обозначили, но действительно священным. Этим, первым фонетическим алфавитом человечества (от которого, как известно, произошли все последующие алфавиты, в т. ч., опосредованно, и русская кириллица), были записаны Десять Заповедей, книги Торы и всех Пророков, вообще весь Ветхий Завет. Разумеется, этот алфавит, как и сам священный язык, на котором Создатель беседовал в Эдеме с первыми людьми, а затем и со всеми пророками, — хранит много тайн и указывает на сокрытые явления как духовного, так и вещественного мира.
Каббала (др. евр. «полученное», от глагола «киббель» – «воспринимать») – это предание, состоящее из множества откровений свыше, дарованных в свое время Патриархам, Пророкам, древним духовидцам Израиля. На освященность библейской традицией каббалистических методов исследования текста имеется немало указаний в самом Писании. Достаточно привести новозаветное свидетельство о «числе имени зверя», и «счислении» его (Откр. 13, 17 18).
Однако существует и противоположная «мудрость» (вот уж на этот раз употребление кавычек более чем оправданно), которая, по признанию ее собственных адептов, восходит к «откровениям» падших ангелов (ср.: «Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена была между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем» — Иез. 43, 8; см. также Иез. 8, 3-18 – о том, что отступники дерзают поклоняться темным силам в самом Святом Храме; ср. также: Пс. 73, 4). Пользуясь зачастую той же системой священных знаний, однако искажая саму суть ее, адепты зла именуют Каббалой именно свое учение (впрочем, таким же самым образом они пытались всегда поступать и с самим Священным Писанием: вспомните системы целого ряда лжегностиков начала н. э., среди которых были ссылавшиеся на Библию каиниты, змеепоклонники-офиты и мн. др. Ср. также истолкование католическими инквизиторами слов Спасителя о сожжении сухих ветвей (Иоан. 15, 6) как призыва к сожжению живых людей). Так что возможность использования тех или иных священных текстов или методов их истолкования для утверждения душ во благе или (не дай Бог!) во зле – зависит не от самих текстов и методов, но от состояния сердец интерпретаторов. В числе откровенных глашатаев зла, искажавших учение Каббалы для своих целей, следует назвать, например, печально известного Алистера Кроули, чья «система духовных знаний» вошла в арсенал оккультизма германских нацистов. Подозреваю, что и другие члены той же ложи «Золотой Зари» имели общение с нечистыми духами…
Что же касается упомянутых Вами фарисеев — среди них, как известно, были совершенно разные по своему духовному состоянию и искренности сердца люди. Это отражено в Новом Завете (см., например, одобрение Спасителем ответа юноши-фарисея: «не далек ты от Царствия Божия» – Мр. 12, 32-34; причисление себя Ап. Павлом к фарисеям – Деян. 23, 6; одобрение Спасителем учения фарисеев, но осуждение многих из них как лицемеров, не следующих собственным указаниям – Мф. 23, 2-3).
То же относится к мудрецам Талмуда (что такое «реакционный талмудизм», как Вы пишете, и чем он, по-Вашему, отличается от «нереакционного»? Или весь Талмуд – «реакционный»? Объясните, пожалуйста, употребление данного термина…). В их учениях есть множество истинно благих и светлых наставлений и толкований Писания, но встречаются и частные мнения, которые в свете Нового Завета представляются неприемлемыми. Но уж, во всяком случае, как фарисеи древности, так и раввины более поздних времен никогда не призывали людей «стать богами» и сами к этому не стремились. Их усилия были направлены на объяснение и исполнение Заповедей – так, как они их понимали (другое дело, что они «преткнулись о камень преткновения», — потому что «искали не в вере, в делах закона» – Римл. 9, 32). Если бы они были «сынами тьмы» и «хотели стать богами», Ап. Павел не сказал бы, что «в отношении к благовествованию они враги ради вас, а в отношении к избранию возлюбленные Божии ради отцов» – Римл. 11, 28. Ибо Бог не называет возлюбленными Своими сознательных служителей тьмы. В то же время Апостол говорит: «Свидетельствую им (т. е. не признавшим Спасителя израильтянам – Д. Щ.), что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Римл. 10, 1-2). Но ведь «ревность по Боге» – это нечто противоположное богоборчеству!..
Советую Вам, уважаемый Алексей, познакомится с учением Талмуда по первоисточникам (они изданы на русском языке), а не по сообщениям тех книг, чьи авторы, скорее всего, эти первоисточники в руках не держали. «Халдейская мудрость», будучи языческой, не повлияла на учение Талмуда, держащееся строгого Единобожия и разъясняющее Заповеди…
Теперь о Лайтмане. Меня удручает сухость и «математичность» его подхода к Каббале: со страниц его книг не веет живым духом веры и упования. Сама же система в его изложении, как кажется, отнюдь не нацелена на какое-либо зло. Правда, я читал у него не все. Если у Вас иное мнение — приведите цитаты (это же касается и Талмуда).
Спасибо Вам за вопросы. Да поддержит Вас Тот, Кто влечет нас «узами человеческими, узами любви» (Ос. 11, 4)! — Д. Щ.