Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Вопрос автору 09.02.2007 Алексей
 Здравствуйте!
Посылаю Вам «вопрос к автору». Ввиду принципиальной важности вопроса хотелось бы получить ответ от самого Дмитрия Владимировича.
При толковании некоторых книг Библии автор (Дмитрий Владимирович) прибегает к помощи науки Каббалы (каббалистическая мистика, «коды Торы» и т.д.), оперируя буквами «священного» еврейского алфавита. Это, конечно, значительно повышает и углубляет уровень толкования. Автор оправдывает этот подход «умножением ведения» в наше время. Согласен с этим.
Но, с другой стороны, в сознании многих христиан каббала ассоциируется с «халдейской мудростью», которая привела к фарисейству, реакционному талмудизму, оккультизму. Одним словом была использована «сынами тьмы» , чтобы «стать богами». И это правда.
Как тут быть? Где тот критерий, та грань, которая позволяет использовать науку Каббалы «Сынами света» для утверждения Истины? Помогите разобраться.
Отсюда побочный вопрос.
В наше время все большую силу набирает деятельность Международной академии каббалы, возглавляемой Михаилом Лайтманом. В основе - учение раввина Бааль Салама. Цель – достижение Богоподобия через науку Каббалы (минуя «делание заповедей» Закона) через медитацию. В нем тоже много говорится о 6000 годах, Третьем Храме и Мессии. Как относиться к этому явлению ?
Если в произведениях автора (Дмитрия Владимировича) при описании библейской истории явно просматриваются «два Израиля»: один «мятежный из сынов народа», отступивший от Торы и Бога, другой – хранящий Завет и Пророков, от них же «Новозаветный Израиль», то к какому «Израилю» относится это учение раввинов-каббалистов ?
Заранее благодарен. Алексей.

. . :
Уважаемый Алексей!
Еврейский алфавит является не «священным» в кавычках, как вы его обозначили, но действительно священным. Этим, первым фонетическим алфавитом человечества (от которого, как известно, произошли все последующие алфавиты, в т. ч., опосредованно, и русская кириллица), были записаны Десять Заповедей, книги Торы и всех Пророков, вообще весь Ветхий Завет. Разумеется, этот алфавит, как и сам священный язык, на котором Создатель беседовал в Эдеме с первыми людьми, а затем и со всеми пророками, — хранит много тайн и указывает на сокрытые явления как духовного, так и вещественного мира.
Каббала (др. евр. «полученное», от глагола «киббель» – «воспринимать») – это предание, состоящее из множества откровений свыше, дарованных в свое время Патриархам, Пророкам, древним духовидцам Израиля. На освященность библейской традицией каббалистических методов исследования текста имеется немало указаний в самом Писании. Достаточно привести новозаветное свидетельство о «числе имени зверя», и «счислении» его (Откр. 13, 17 18).
Однако существует и противоположная «мудрость» (вот уж на этот раз употребление кавычек более чем оправданно), которая, по признанию ее собственных адептов, восходит к «откровениям» падших ангелов (ср.: «Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена была между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем» — Иез. 43, 8; см. также Иез. 8, 3-18 – о том, что отступники дерзают поклоняться темным силам в самом Святом Храме; ср. также: Пс. 73, 4). Пользуясь зачастую той же системой священных знаний, однако искажая саму суть ее, адепты зла именуют Каббалой именно свое учение (впрочем, таким же самым образом они пытались всегда поступать и с самим Священным Писанием: вспомните системы целого ряда лжегностиков начала н. э., среди которых были ссылавшиеся на Библию каиниты, змеепоклонники-офиты и мн. др. Ср. также истолкование католическими инквизиторами слов Спасителя о сожжении сухих ветвей (Иоан. 15, 6) как призыва к сожжению живых людей). Так что возможность использования тех или иных священных текстов или методов их истолкования для утверждения душ во благе или (не дай Бог!) во зле – зависит не от самих текстов и методов, но от состояния сердец интерпретаторов. В числе откровенных глашатаев зла, искажавших учение Каббалы для своих целей, следует назвать, например, печально известного Алистера Кроули, чья «система духовных знаний» вошла в арсенал оккультизма германских нацистов. Подозреваю, что и другие члены той же ложи «Золотой Зари» имели общение с нечистыми духами…
Что же касается упомянутых Вами фарисеев — среди них, как известно, были совершенно разные по своему духовному состоянию и искренности сердца люди. Это отражено в Новом Завете (см., например, одобрение Спасителем ответа юноши-фарисея: «не далек ты от Царствия Божия» – Мр. 12, 32-34; причисление себя Ап. Павлом к фарисеям – Деян. 23, 6; одобрение Спасителем учения фарисеев, но осуждение многих из них как лицемеров, не следующих собственным указаниям – Мф. 23, 2-3).
То же относится к мудрецам Талмуда (что такое «реакционный талмудизм», как Вы пишете, и чем он, по-Вашему, отличается от «нереакционного»? Или весь Талмуд – «реакционный»? Объясните, пожалуйста, употребление данного термина…). В их учениях есть множество истинно благих и светлых наставлений и толкований Писания, но встречаются и частные мнения, которые в свете Нового Завета представляются неприемлемыми. Но уж, во всяком случае, как фарисеи древности, так и раввины более поздних времен никогда не призывали людей «стать богами» и сами к этому не стремились. Их усилия были направлены на объяснение и исполнение Заповедей – так, как они их понимали (другое дело, что они «преткнулись о камень преткновения», — потому что «искали не в вере, в делах закона» – Римл. 9, 32). Если бы они были «сынами тьмы» и «хотели стать богами», Ап. Павел не сказал бы, что «в отношении к благовествованию они враги ради вас, а в отношении к избранию возлюбленные Божии ради отцов» – Римл. 11, 28. Ибо Бог не называет возлюбленными Своими сознательных служителей тьмы. В то же время Апостол говорит: «Свидетельствую им (т. е. не признавшим Спасителя израильтянам – Д. Щ.), что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Римл. 10, 1-2). Но ведь «ревность по Боге» – это нечто противоположное богоборчеству!..
Советую Вам, уважаемый Алексей, познакомится с учением Талмуда по первоисточникам (они изданы на русском языке), а не по сообщениям тех книг, чьи авторы, скорее всего, эти первоисточники в руках не держали. «Халдейская мудрость», будучи языческой, не повлияла на учение Талмуда, держащееся строгого Единобожия и разъясняющее Заповеди…
Теперь о Лайтмане. Меня удручает сухость и «математичность» его подхода к Каббале: со страниц его книг не веет живым духом веры и упования. Сама же система в его изложении, как кажется, отнюдь не нацелена на какое-либо зло. Правда, я читал у него не все. Если у Вас иное мнение — приведите цитаты (это же касается и Талмуда).
Спасибо Вам за вопросы. Да поддержит Вас Тот, Кто влечет нас «узами человеческими, узами любви» (Ос. 11, 4)! — Д. Щ.


[ ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |