Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

"Богочеловек": человеческая природа без личности человека??? 01.01.2013 Мухаммад Каспийский
 Мира и благополучия, Дмитрий Владимирович!

Меня заинтересовала следующая тема в христианском богословии.
Традиционная Церковь утверждает веру в "Бога-Сына" Иисуса Христа, поясняя, что вторая Ипостась Троичного Бога воплотилась во времени и пространстве - и так появился "Богочеловек" Иисус Христос. Одновременно Бог и человек по природе, то есть имеющий две природы, но только одну личность.

И эта Личность (Ипостась "Бога-Сына") как бы вобрала в себя вторую природу – человеческую.

Два вопроса к Вам, Дмитрий Владимирович.

1. Если в Личности Бога, по церковному учению, происходят такие существенные события (Личность Бога Сына теперь реализует сразу две природы – Божественную и человеческую) – то не тождественно ли это ИЗМЕНЕНИЯМ, произошедшим в Боге? И не противоречит ли это библейскому тексту, который ясно сообщает, что Бог не изменяется?

2. Церковные христиане на это отвечают, что изменений нет, ибо божественная природа остаётся неизменной, а "Бог-Сын" «просто» присоединяет, «вбирает» в Себя вторую – человеческую – природу. А Ипостась, то есть личностное «Я», остаётся та же – Ипостась "Бога-Сына".

Соответственно у образовавшегося таким образом Богочеловека – одна Личность (личность "Бога-Сына"), но две полноценных природы – божественная и человеческая.

Вопрос: как такое возможно?

Ведь в мире нет и не может быть некой «бесхозной» человеческой природы (как нет, к примеру, некоего абстрактного дерева. Каждое дерево вполне конкретно: оно обладает «адресом», отличительными признаками, и т.д. "Дерево вообще" – это абстракция, и его нет в действительности).

Своей конкретной («своей собственной») человеческой природы нет и у Бога, ведь Бог – не человек (как об этом сообщает Библия).

Откуда же "Бог-Сын" заимствует человеческую природу? Где, у кого Он её берёт? У человека Иисуса Христа? Но тогда получается, что этот конкретный человек (человек Иисус Христос) является личностью, человеческой личностью! Потому что, повторюсь, человеческая природа не существует и не может абстрактно существовать в реальности, а реализуется только в конкретных человеческих личностях – в Адаме, в Исмаиле, в Моисее, в Наполеоне, в Чехове, и других.

В таком случае логически получается, что и личностей в Иисусе должно быть две – и Божественная, и человеческая? Ибо без конкретной человеческой личности не «запускается» (не реализуется) человеческая природа, а своей собственной человеческой природы у Бога нет!

3. И ещё один вопрос. По церковному богословию получается, что вобрав в Себя человеческую природу, Бог неизбежно приобретает и все её слабости и особенности? Ведь Личность-то в "Богочеловеке" Божественная!

А значит, Божественное «Я» проходит через сугубо человеческие испытания – боится, колеблется, сомневается?! Испытывает искушения?

Да можно ли в здравом уме и в твёрдой вере предположить такое про Аллаха? Не кощунство ли это – приписывать такое Всевышнему?

Дмитрий Владимирович, помогите разобраться!

P.S. Понятие "Бог-Сын" взял в кавычки, ибо я не разделяю такое учение и лишь по необходимости прибегаю к церковной терминологии.



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Мухаммад!

Свидетельствуя о себе самом, Иисус обратился к пророчеству Исаии, предсказывающему явление Мессии:

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня… [Ис. 61, 1–2]. …И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (Лук. 4, 17–21)


В этих словах, изречённых пророком Исаией и подтверждённых Иисусом, и содержится ясное Библейское учение о Мессии как о великом Посланнике Божьем, помазанном Духом Святым (ср. Матф. 3, 16–17; 19, 17; I Тим. 2, 5). Богословие же отцов Церкви и Соборов — это огромная отрасль теологии, которой посвящены десятки тысяч специальных исследований.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |