Бог и человек17.10.2012Фарафонов Сергей Владимирович
==========================================================
Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!
…Итак, Бог есть Дух (Иоан. 4, 24), а Иисус Мессия — человек, на котором, по пророчеству Исайи,
…Почиет… Дух Господень, дух премудрости…
И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. (Ис. 11, 1–3)
Из этого пророчества ясно, что Мессия — человек, а не Бог. Ведь он «страхом Господним исполнится», т. е. будет страшиться Бога, благоговеть перед Ним. А разве Бог страшится?!..
==========================================================
Мир Вам, уважаемый Дмитрий Владимирович.
Можно согласиться с Вами относительно пророчества Ис. 11, 1–3. Однако в другом Мессианском пророчестве тот же пророк Исайя говорит о Младенце-Мессии, что нарекут имя Ему «…Бог(!) крепкий» и «Отец(!) вечности»:
Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Ис.9:6)…
Также и в Новом Завете мы читаем, что когда Иисус воскресил сына вдовы, «всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем (О Нём как о великом пророке и о Нём как о Боге) распространилось по всей Иудее и по всей окрестности» (Лук.7:16,17).
А когда Иоанн Креститель послал к Иисусу спросить: «Ты ли Тот, Которому должно придти?», Иисус ответил: «пойдите, скажите Иоанну: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне! (Лук.7)
Именно эти слова Иисуса, как мне кажется, и объясняют причину (вернее, одну из причин) того, почему Иисус Христос не мог открыто объявить Себя Богом, пришедшим во плоти. Такие слова Иисуса о Самом Себе могли бы запросто соблазнить Его учеников, потому что истина о Личности Мессии должна открываться людям не плотью и кровью, а Духом Святым, и зависит получение такого откровения не от одного только Бога, но и от человека.
Ученики Христа (галилейские рыбаки), вряд ли в момент их призвания Иисусом были выдающимися богословами, способными сразу же со слов Иисуса постигать высочайшие духовные истины и открывать глубочайшие Божественные тайны. Не зря же Апостол Павел говорил христианам в Коринфе:
1Кор.1:26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
==========================================================
Ответ Д.В. Щедровицкого:
…Итак, Бог есть Дух (Иоан. 4, 24), а Иисус Мессия — человек
===========================================================
А вот с этим, уважаемый Дмитрий Владимирович, надо ещё разобраться.
Да, Мессия – это Человек, но при этом Он есть и образ невидимого, бесформенного и безо́бразного Духа, Того самого Духа, Который является Богом!
Невидимый и нетварный Бог обрёл Свой видимый и тварный образ только в тварном человеке (в Адаме; причём в Адаме не первом, а в Адаме последнем), а до тех пор никакого видимого образа у Бога, конечно, не было и быть не могло.
(Хотя и написано в Чис.12:8, что Моисей видел образ Бога ещё до воплощения Христа, но «видеть» этот образ он мог только в текстах Торы, которая была самим же Моисеем написана и которая, как известно, свидетельствует об Иисусе Христе – являющемся образом Бога невидимого).
* * *
С тех пор как невидимый Бог решил: «СОТВОРИМ Человека по образу НАШЕМУ», с тех пор как Иисус Христос, родившись от Духа Святого, стал истинным Человеком, (образом Бога невидимого), с тех пор БОГ НАВСЕГДА СОЕДИНИЛСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ!
Сегодня Бог уже не обитает в неприступном свете, п. что местом Его вечного обитания стал Человек, сотворённый по образу Божьему. Этим Человеком является существо духовное, которое искуплено Кровью Иисуса Христа, возрождено Святым Духом и тем же Духом преобразовано по образу Создавшего его, т.е. по образу Божьему. Чтобы иметь Божий образ мало иметь только вид человека, но надо иметь Бога в своём сердце.
Две тысячи лет назад благодаря воплощению Иисуса Христа тварное человечество стало видимым образом, невидимого нетварного Бога. Только люди, которые верой принимают в своё сердце Бога, могут быть образом Божьим, они становятся новым творением во Христе Иисусе, становятся Божьими детьми, Божьим домом, Божьим храмом, становятся Божьей Церковью.
* * *
Таким образом, первая глава Бытия – это не история о сотворении рыбок, птичек и зверушек, это не рассказ о сотворении солнышка и луны на небе и Адама с Евой на земле, но это пророчество о домостроительстве Церкви. Я считаю, что Христос и Церковь – это и есть тот Человек, о создании которого говорится в Быт.1:27, а христианское учение о «всеобщем богообразии», как мне кажется, совершенно не подтверждается библейскими текстами.
. . :
Уважаемый Сергей Владимирович!
1. В Ис. 11, 1–3 не говорится, что ожидаемый младенец — Бог. Имена теофорные («Богоносные», т. е. содержащие в себе Имена Божии) нередко давались людям, например: Гавриэль — «сила Бога», или «Бог сильный»; Йегошу́а (Иисус) — «спасение Господне», или «Господь-Спаситель»; Элийаг̃у (Илия) — «Бог Господь». Включение Имён Божьих в имена людей имело целью защитить от злых сил, обеспечить покровительство свыше.
2. Лук. 7, 16. Древние иудеи ни при каких условиях не поставили бы знак равенства между Богом и пророком. Подобное представление — чисто языческое; а ведь далее (ст. 17) сказано, что «такое мнение… распространилось по всей Иудее». Выражение «Бог посетил» в Писании означает вмешательство Бога в ход истории, в жизнь людей, но не говорит о личном явлении Бога. Например:
Пойди, собери старейшин… и скажи им: Господь… сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. (Исх. 3, 16)
…Ибо услышала… что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. (Руф. 1, 6)
И посетил Господь Анну, и зачала она... (I Цар. 2, 21)
При сопоставлении Лук. 7, 16 с такими местами становится ясно: явление великого пророка есть знак, что «Бог посетил народ Свой», т. е. явил помощь Свою.
3. Как это Вы говорите: «Сегодня Бог уже не обитает в неприступном свете»?
Апостол Павел учит иначе:
…Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может... (I Тим. 6, 16)
«Изменилось ли что-либо в природе Бога» со дней апостола Павла?..
Если Логос (Слово, Сын, но никак не человек!) назван так:
…Образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари… (Кол. 1, 15) ,
— то из чего можно заключить, будто речь идёт о «видимом» образе, к тому же «человеческом»?
4. Моисей, конечно же, видел образ Бога не в Торе, но пророческим наитием созерцал Его:
…И видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто… как самое небо, ясное.
…Они видели Бога, и ели и пили. (Исх. 24, 10–11)
То же относится к Исайе (6, 1–5), Иезекиилю (1, 26–28; 2, 1), Даниилу (7, 9–13) — за столетия до рождения Иисуса Христа.