Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Образ и подобие в Библии 27.08.2012 Фарафонов Сергей Владимирович
 Здравствуйте. Прошу передать этот текст Дмитрию Владимировичу.

=================================================================
Лексикон Стронга подтверждает, что "ОБРАЗ" - это, можно сказать, картина, изваяние, изображение.

В 15-ти стихах Ветхого Завета упоминается это слово, и всякий раз - именно в таком значении…

Слово "ПОДОБИЕ" указывает на некое сходство объектов или субъектов.
25 раз это слово встречается в Книгах ВЗ, и чаще всего оно переведено тем же самым русским словом…

=================================================================

Видимым образом невидимого Бога является, как известно, Божий Сын Иисус Христос – воплотившееся Слово, Логос.

Бог – это дух, не имеющий ни вида, ни формы. До воплощения в Иисусе Христе видеть Божий образ для людей было «технически» невозможно. И сегодня, чтобы увидеть в Богочеловеке Иисусе Христе образ Божий, необходимо духовное прозрение, которое Сам Христос назвал «рождением свыше».

Подобие же человека Богу заключается в его таинственном троичном устроении.
Никого, кроме человека, Бог не создавал троичным (трёхчастным). Благодаря своей третьей "составной части" (благодаря своему человеческому духу) каждый человек имеет возможность общаться со своим Творцом (триединым Богом), и взирая духовными очами на славу Христа, христиане, как написано в Библии, преображаются "в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).

Цель Бога – сотворить человека по образу Божьему (Быт.1:27). Образом же Бога делает человека Сам Бог, Которого человек должен верой принять в своё сердце.

Таким образом, стихи первой главы Бытия (разумеется, с первыми тремя стихами, оказавшимися во второй главе) во время их написания были, я считаю, не повествованием о событиях глубокой древности, но они были пророчеством о будущем.

Применительно к нам, людям, понятия "Божий образ" и "Божье подобие", скорей всего, взаимоисключающие. Богоподобие (трёхчастность) необходимо человеку только для того, чтобы он смог преобразовать свою душу по образу Создавшего его. После того как это произойдёт, когда человек уже станет новым творением во Христе Иисусе и преобразится из образа перстного в образ небесного, из образа Адама в образ Иисуса Христа, после этого понятие "Божье подобие" утратит для него всякий смысл и значение.

Поэтому Библия и не говорит об Иисусе Христе, что Он имел Божье подобие, но что Он всегда был только образом Бога невидимого. Поэтому в первой главе Бытия, которая является пророчеством о Христе и Церкви, и не написано, что человек был сотворён по подобию Божьему, но написано, что человек был сотворён только по образу Божьему.

О том, что человеку нужно каким-то образом приобретать Божье подобие, во всей Библии нет ни одной заповеди, и даже намёка нет на то, что такая необходимость для людей существует, потому что Божье подобие Адам и все его потомки имели всегда, имели от самого начала их земной жизни.

Богоподобие дано людям для того, чтобы они могли стать Божьими детьми и обрести образ Своего Небесного Родителя – образ Иисуса Христа (т.е. образ Божий), а ставшее расхожим выражение: "человек был сотворён по образу и подобию Божьему", - скорей всего, не имеет смысла...

Образ - это то, что может нами зрительно восприниматься (причём, зрение может быть и духовным), а подобие - это всего лишь сходство в каких-либо свойствах чего-то с чем-то (или кого-то с кем-то).

Не может подобие существовать само по себе (в отличие от образа). Любая живая личность имеет свой собственный образ, унаследованный от своих родителей, но никакая личность не имеет никакого так называемого своего собственного «подобия». Всякое подобие появляется только тогда, когда сравниваются разные предметы, и оно зависит только от наличия у этих предметов какого-либо сходства.

Как правило, видимые предметы имеют много всевозможных подобий. Также и человек может быть подобен Богу и способностью мыслить, и наличием у него свободной воли, и наличием творческих способностей, но дело в том, что всеми этими способностями в разной мере обладают и другие сотворённые Богом существа. УНИКАЛЬНЫМ же подобием человека Богу является его трёхчастность, т. е., подобие в самом непостижимом сегодня для нас устроении и Бога, и человека.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей Владимирович!

1. Конечно, описание Дней творения имеет многослойный символический смысл, о чем я сказал во «Введении в Ветхий Завет» (стр. 39 и др.). Однако же всё, сотворённое «в начале», в буквальном смысле существует по сей день (небо, земля, светила, живые существа). То же, конечно, относится к образу Божию в человеке — в совершено прямом смысле. Ведь ясно сказано:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)

Сравните это с:

И создал Бог два светила великие… (Быт. 1, 16)

Как Солнце и Луна были созданы тогда и существуют по сей день, так и образ Божий в человеке (о котором говорится в прошедшем времени, и притом трижды — «сотворил») присущ человеку доныне. После Потопа Бог сказал Ною:

…Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию… (Быт. 9, 6)

Если бы «создание по образу Божию» относилось только к будущему, к «воссозданию во Христе», — какой смысл имели бы в те времена эти слова? И как соотносились бы они с почитанием именно образа Божия в человеке, с уважением к жизни каждого носителя этого образа?

2. О подобии Богу: неоднократно звучит в Писании призыв «уподобляться Ему. Например: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11, 44–45; ср. Лев. 19, 2; 20, 7, 26). Приводятся конкретные примеры этого «уподобления» — подражания Богу:

…Бог ваш…
…Любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.
Любите и вы пришельца... (Втор. 10, 17–19),


— вплоть до призыва Иисуса: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 45–48).




[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |