Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Пророк Илия 17.08.2012 Иракли
 Мир вам Дмитрий Владимирович! Исследуя Писание я натолкнулся на очень странный случай. Это касается пророка Илии, когда он был взят в небо на огненной колеснице. Побудила меня к рассмотрению одна статья «Куда был взят пророк Илия?», привожу ее почти полностью:

«Среди множества необычных явлений и событий, описанных в Библии, особого внимания заслуживает случай, с пророком Илией, когда он был взят, как утверждают представители некоторых церквей, в огненной колеснице на небо. Вот как это событие описывается в 4-й книге Царств 2:11:
«Когда же они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо».
Русская Православная Церковь (РПЦ) утверждает, что именно таким образом Илия был вознесён на небо, и использует этот случай, как основание для празднования дня «святого пророка Ильи» (отмечается 2 августа).
Многие безапелляционно относят этот случай как очевидный факт вознесения ветхозаветного праведника на небо к Господу. Так, «Информационно-аналитический портал Саратовской епархии» сообщает:
«… Наконец на огненной колеснице Илия вознесен был живой на небо, после чего сугубую благодать от Бога получил Елисей. (4 Цар. 2). По выражению Церкви, Илия "с плотию сый бессмертен уверяет мертвых восстание". Через 7 лет по взятии Илии на небо, он ревность свою по Бозе явил и с небес. Он послал Иораму, царю Иудейскому, писание обличения и наказания за идолослужение (2 Парал. 21:12-20)».
Подобное утверждение можно найти и на сайте «Православие и Мир»:
«Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице».
Таким образом, исходя из этих, и других, им подобных цитат, получается, что Илия был вознесён на огненной колеснице на небеса к Богу, и на этом его земное служение закончилось.
Но у внимательного исследователя может возникнуть несколько вопросов по поводу этого события. Если Илия действительно был вознесён на небо, как тогда это согласуется со словами Иисуса Христа: «К тому же, никто из людей не восходил на небо, кроме сошедшего с неба Сына человеческого»? (Иоанна 3:13, перевод НМ). Также возникает вопрос в отношении письма к царю Иораму:
? Откуда Илия написал это письмо и когда?
? Имеются ли в других местах Библии подтверждения того, что Илия вознёсся на небо к Богу?
? И согласуется ли такая трактовка этого события с остальными сообщениями Библии?
Не подвергая сомнению само вознесение, давайте разберёмся в том, что действительно произошло с пророком Илией: когда и куда он был вознесён, и где проходила его деятельность после этого вознесения. Так как вопросы, связанные с вознесением Илии – Библейские, то, согласно словам апостола Павла из 1 Коринфянам 2:13, ответы на них находятся в Библии. Чтобы найти эти ответы, рассмотрим ситуацию в контексте событий, описанных в 3 Царств 22 главе, и 4 Царств 1 и 2 главы, а также из параллельных сообщений 2 Паралипоменон 20 и 21 главы.
Сопоставление сообщений 3-й и 4-й книг Царств и 2-й книги Паралипоменон у неискушённого исследователя может вызвать путаницу. В книгах встречаются одинаковые имена разных царей, правивших в разное время. Поэтому, для удобства проведения такого исследования было бы целесообразно провести вычисления времени правления израильских и иудейских царей. За основу хронологических вычислений дат исследуемых событий был взят 539 г. до н.э. – год завоевания Вавилона персидским царём Киром II. Это общепринятая дата в истории Древнего Востока, и эту дату в качестве исходной точки отсчёта некоторые исследователи Библии используют для составления Библейской хронологии. Развитие событий в истории Иудейского, а также Израильского, царства следует считать в обратном порядке – с момента возвращения иудеев из вавилонского плена в Иерусалим в 537 г. до н.э. и до года воцарения израильского царя Ахава.<...>
Деятельность пророка Илии происходит во время правления израильского царя Ахава (правил 940-919 гг. до н.э.). Ахав умирает от тяжёлого ранения в битве при Рамофе Галаадском (3 Царств 22:1-3,37,38). Царём Израиля становится его сын Охозия (возможно, он уже начал править вместе с Ахавом с 920 г. до н.э.). В любом случае, согласно древнеизраильской традиции, первым годом его правления считается 919 г. до н.э. В это время в Иудее правит Иосафат (правил 937-911 гг. до н.э.). Охозия, будучи на втором году своего правления, после несчастного случая (упал через решётку), тяжело заболел и умер. В это время (917 г. до н.э.) Илия ещё служил в Израиле. Но, как видно из сообщений 4-й книги Царств 1-я и 2-я главы, именно этот год - 917 г. до н.э. - был последним годом служения Илии в 10-ти коленном царстве Израиль.
Непосредственно перед чудесным вознесением Илии на огненной колеснице, с необычной просьбой к пророку обратился его ученик Елисей. Он попросил дать ему святого духа вдвое больше, чем было у самого Илии. На это пророк ответил ему: «трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет» (4 Царств 2:9, 10). Итак, уже Илия знал - должно произойти что-то необычное, и предупредил об этом Елисея. Отметим, что он сказал: «Если увидишь, как я буду взят от тебя». Понятно, что Елисей должен был увидеть не направление - «куда», а каким образом будет вознесён Илия. Хотя дальше и сказано, что «понёсся Илия в вихре на небо», больше ни в одном стихе Библии не подтверждается, что Илия был вознесён к Богу на небеса. Елисей увидел, как Илия был вознесён и получил от Иеговы дар святого духа в двойной мере. Сразу после этого он продолжил своё служение в Израильском царстве вместо Илии. Следует отметить, что, несмотря на эмоциональную реакцию Елисея на это событие, он не оплакивал ни исчезновение Илии, ни его смерть (сравните 4 Царств 13:14).
Через некоторое время после своего вознесения, пророк Илия написал грозное письмо царю Иораму. Содержание письма свидетельствует о том, что Илия был прекрасно осведомлён о событиях, происходивших в Иудейском царстве в течение нескольких лет - как до так и после смерти царя Иосафата (2 Пар. 21:12-15). Как мы уже видели, по словам портала Саратовской епархии, «он ревность свою по Бозе явил и с небес» (курсив автора). Хотя во 2 Паралипоменон 21:12 прямо не сказано, откуда Илия писал своё послание, это не уменьшает интереса к вознесению Илии – куда же он был взят огненной колесницей? И когда он написал своё письмо? Обратимся снова к истории.
В 917 г. до н. э. Охозия умирает (судя по всему, бездетным), и его место занимает Иорам, сын Ахава. Но уже в это время в Иуде вместе со своим отцом Иосафатом 2-й год правит Иорам. Также, с помощью брака между своим сыном Иорамом и дочерью Ахава – Гофолией, Иосафат установил политический союз с Ахавом. Официально Иорам, сын Иосафата стал соправителем в 913 г. до н.э. Именно с этого года начинается отсчёт его 8-летнего правления. Приблизительно в это время его отец стал поддерживать родственные отношения с отступником – израильским царём Охозией. Брак с Гофолией, недальновидная внешняя политика отца, оказали отрицательное влияние на Иорама (4 Царств 8:16-18). Через два года, в 911 году, Иосафат умирает, и Иорам становится единоличным правителем Иудейского царства. Своё самостоятельное правление Иорам ознаменовал убийством всех своих братьев и введением идолопоклонства в Иудейском царстве (2 Пар. 21:1-7). Судя по всему, через короткое время после этих событий, Илия написал своё письмо, приведенное во 2 Паралипоменон 21:12-15. Раз Илия знал об отступничестве Иорама, логично заключить, что с помощью колесницы Бог переместил его в Иудейское царство. <...> Перемещение Илии было своевременным. Правление Иорама началось уже с 913 года, и Его дальнейшие действия повергли Иудейское царство в ещё больший упадок, а сам царь был поражён Богом мучительной болезнью, от которой и умер через 2 года, и был похоронен, как обычный иудей (2 Пар. 21:16-20). Следовательно, в период самостоятельного правления Иорама (911-906 гг. до н.э.), пророк Илия находился в Иудее, а не на небесах. И в этот период он написал своё письмо царю Иораму. Итак, служение пророка Илии можно условно разделить на два периода: 1-й – в Израильском царстве – приблизительно с 940 по 917 гг. до н.э., и 2-й период – в Иудейском царстве – с 917 по 906 гг. до н.э.
Необычное перемещение пророка Илии из одного царства в другое согласуется с сообщениями о перемещении пророка Иезекииля (Иезекииль 11:1), а также с сообщением о благовестнике Филиппе, который был перенесён ангелом из района возле Иерусалима в город Ашдод (Деяния 8:39, 40). Как видно из этих случаев, Бог использовал ангелов для перемещения своих пророков из одной области (и даже страны) в другую, но не для восхищения на небеса.
Использование Библейской хронологии помогло нам установить точную дату этого события – 917 г. до н.э. Также мы узнали приблизительное время написания пророком Илией письма царю Иораму – 911-906 гг. до н.э. <...>
Таким образом, исследовав несколько мест Писания, описывающих подобные события, а также с помощью Библейской хронологии, мы выяснили, что пророк Илия был взят небесной огненной колесницей и перемещён на ней из Израильского в Иудейское царство. И там он продолжил своё служение. Для христианина, доверяющего Библии, как Слову Бога, трактовка этого события, как буквального вознесения Илии на небо, является недопустимой. Такое объяснение противоречит словам Иисуса Христа (Иоанна 3:13), и не согласуется с остальными книгами Священных Писаний (1 Коринфянам 15:50), а также противоречит верованиям и обычаям древнеизраильского народа».

Прошу, помогите разобраться. С уважением!




. . :
Уважаемый Иракли!

Ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями... (Сир. 48, 9–10)

Илия за великую ревность по законе взят даже на небо. (I Макк. 2, 58)

Иезекииль перенесён был в Иерусалим только в видении, а не материально (Иез. 11, 1); апостол Филипп «был восхищен» бесшумно, а не «на огненной колеснице» (Деян. 8, 39). Так что для «перенесения Илии из Израиля в Иудею» столь великое знамение было бы излишне…
Елисей очевидным образом оплакал Илию:

…Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!.. (IV Цар. 2, 12)

После этого Елисей

…Схватил он одежды свои и разодрал их... (там же)

— в знак траура (ср. Быт. 37, 34). Письмо к Иораму могло быть послано ещё при жизни Илии — ведь в IV Цар. во 2-й главе хронология точно не прослежена.
I Кор. 15, 50: при вознесении Илия воспринял ангельскую природу — ср. Пс. 103, 4: служитель Бога с пылающим сердцем — стал ангелом.
Иоанн. 3, 13 — здесь сказано о свидетельстве того, кто лично был на небесах, и потому доподлинно знает о небесном (ср. ст. 11 и 12); нельзя толковать это место в общем смысле (Енох и Илия — восходили на небо!), но — только в контексте речи Иисуса.




[ ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |