В Деяниях апостолов имеются три описания события обращения Павла: один раз рассказ ведется от лица автора, а дважды рассказывает о своем обращении сам Павел в своих выступлениях перед жителями Иерусалима и перед царем Агриппой.
В этих описаниях совпадает лишь то, что сам Иисус не появлялся, что небо озарилось ослепительным светом и раздался голос Иисуса.
Но в других деталях налицо явные расхождения.
Итак:
В первой версии (9:7) спутники Павла "стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя".
Во второй версии (22:9) все наоборот: те же спутники "свет видели и пришли в страх", но голоса не слыхали.
В третьей версии (26:13, 14) Павел говорит, что увидел с неба свет, "осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю"; спутники вели себя так же, как Павел, а следовательно, должны были видеть и слышать то же, что и он.
В двух первых версиях Иисус говорит примерно одно и то же: "Савл! Савл! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти против рожна".
А вот в третьей версии он уже говорит совсем другое: "Я Иисус, которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к богу, и верою в меня получили прощение грехов и жребий с освященными" (26:15-18).
Павел и сам описывает свою встречу с Иисусом. В Послании к Галатам есть знаменательные строки: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью своею, благоволил открыть во мне сына своего..." (1:15-16).
Ясно, что Павел изображает этот акт обращения как внутреннее озарение, как переживание чисто субъективного характера.
Как объяснить это расхождение?
. . :
Уважаемый Игорь!
Люди обладают разными духовными возможностями, поэтому не удивительно, что часть спутников Павла видела, но не слышала, а другая — наоборот. Может быть, некоторые воспринимали явление «в полноте», как и сам Павел.
Передавая речь Иисуса, Павел излагает её то кратко, то более полно.
В Гал. 1, 15–16 говорится о более позднем этапе откровения: «Открыть во мне Сына Своего» — не то же, что явление на пути (ср. Гал. 4, 19).