Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Закон и Христианство (продолжение) 27.12.2011 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
В Вашем ответе я не нашел объяснения или неправоты Павла, или моего непонимания.
В проповеди не утверждается, что с приходом Иисуса Христа Закон отменяется; в проповеди говорится, что Христос дает нам новое понимание Закона (вливается новое вино), понимание духа Закона. И оказывается, что весь Закон заключается в двух заповедях.
И что мы видим? Например, заповедь «око за око» заменяется (не для плотского человека, а для духовного) на «не противься злому» и не потому что у тебя есть око, зуб или рука, нога, а потому что все, что происходит с тобой, происходит по Воле Отца нашего, потому что, «у вас и волосы на голове все сочтены», это и есть духовное понимание заповеди.
Например, заповедь «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» заменяется (для духовного человека) заповедью «любите врагов ваших…», потому что у Христианина нет врагов, потому что всё и все, что окружает Христианина, является по отношению к нему инструментом в руках Божиих. Павел это понимал, как никто, потому и утверждал, что, рассматривая _себя_ по отношению к окружающему, находил, что он самый несовершенный, т.к. окружающее его является по отношению к нему совершенным инструментом, впрочем, это должен понимать каждый Христианин, рассматривая себя по отношению к окружающим (все остальные для него являются совершенным инструментом). А не для того чтобы первым получить спасение.
Заповедь о том, сколько человек должен находиться в рабстве, к Христианину отношения не имеет вовсе, т.к. он должен поступать с окружающими так, как он хочет, чтобы поступали с ним.
Через Исаию Господь растолковывает нам, что такое пост, в частности говорится: «разреши оковы неправды, развяжи оковы ярма, угнетенных отпусти на свободу, расторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб свой…» (Ис. 58, 5-10). И не нужно ждать конца шестилетия.
Все правильно: «…Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4), и что бы человек ни делал, если у него нет любви, конечно, в духовном понимании этого великого дара, он не может быть Христианином, назвать себя может, но быть не может (1 Кор. 13, 1-8).
О «пищевых запретах» сказано конкретно (1 Кор. 10, 24-32). Да, главное не подавать соблазнов. Притом «Царствие Божие не пища и питие…» (Рим. 14, 17).
Для Христианина вся его жизнь является посвященной Богу, вся жизнь Христианина (а о кесаре и его церкви мы не говорим) «посвящена Богу» (Рим. 14, 7-8). Мы говорим о Христовой Церкви, а не о какой-либо части мира, каковой является церковь кесаря. Хочу сказать, что «церковь кесаря» является наиболее мерзкой частью мира, т.к. делая мерзости, они утверждают, что исполняют заповеди Божии.
Итак. Для Христианина вся жизнь его является субботой, вся жизнь его является постом, вся жизнь его посвящена Богу, а не только одна седьмая часть ее.
Так что в проповеди нет «традиционного взгляда «церкви кесаря»» на Закон Божий».
Когда человек водится плотью, то для него необходимо исполнение «более 600 заповедей» (это если он относится к званым), а когда он водится Духом, то он не под Законом, потому что те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 6; 5, 12-24). И все потому, что Христианин умер для закона телом Христовым (Рим. 7, 4). Это относится только к народу избранному (к Иудеями и пришельцам), а не ко всему миру (Иоиль 2, 32; Ис. 57, 19-21).
Конечно, «Закон Господа (т.е. Тора) совершен» (Пс. 18, 8), потому что все, что Он делает совершенно (Втор. 32, 4). Закон «не нуждается в развитии» просто он утверждается на заповедях любви, как и все пророки (Мф. 22, 40). В его духовном понимании.
Он дан и для плотского человека, и для духовного, только плотской понимает букву, а духовному Христос Иисус открыл духовное понимание. Христианин и без заповеди не будет передвигать межи соседа, не будет прелюбодействовать, не будет красть, не будет лжесвидетельствовать, не будет мстить, а будет подавлять в себе ненависть, злобу, не будет лицемерить, не будет варить козленка в молоке матери, а будет подавлять в себе всякий цинизм, не заберет яйца из гнезда (если не умирает от голода). Он много чего не будет, потому что заповедь любви у него записывается в сердце. Потому что «Закон положен … для беззаконных, непокоривых, нечестивых…» (1 Тим. 1, 9-10).
Я «не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2, 21).
Уважаемый Дмитрий Владимирович, если Вас не затруднит, прокомментируйте, пожалуйста, утверждение Павла: Рим. 7, 4; 10, 4; Гал. 2, 4-5; 3, 19; 3, 22-25.

С уважением, Александр.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Если «вся жизнь является субботой», то Четвёртая заповедь полностью нарушается. В ней сказано: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой — суббота Господу…» «Субботствующий все дни» не выполняет той работы, которая предписана заповедью; не разделяет между трудом и покоем; теряет осознание разницы между шестью днями Творения и днём Седьмым. Так, под предлогом «улучшенного понимания» заповеди, она начисто упраздняется.
Не об этом ли сказано:

Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался... (Прит. 30, 6)? ..

Спрошу также: для какого именно закона верующие

…Умерли… телом Христовым... (Римл. 7, 4) ?

Павел упоминает два закона: Закон Божий (Римл. 7, 22) — и «закон греховный, находящийся в членах моих» (там же, ст. 23). Они противостоят друг другу, как добро и зло (там же, ст. 19–21). Обратите внимание, что в ст. 5 (там же) Синодального перевода слово «обнаруживаемые» набрано курсивом, в оригинале его нет. А без него — читаем: «Тогда страсти греховные законом действовали в членах наших…» Сравните со ст. 23: «пленником закона греховного, находящегося в членах моих». В обоих случаях речь об одном и том же законе греховном, противостоящем Закону Божьему. Так для какого из этих законов надлежит умереть?..

Теперь — о Ваших вопросах.
1. Римл. 7, 4 — мы только что разобрали.
2. Римл. 10, 4 — «Конец закона — Христос, к праведности…» Закон в учении Христа заканчивается в смысле завершения, а не упразднения. Когда кончают строить дом, он не разрушен, а достроен. Иисус сказал:

…Не нарушить пришел Я, но исполнить.
…Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона... (Матф. 5, 17–18)


Заблуждение же беззаконников (II Петр. 3, 16–17) не черту или иоту отменяет, но весь Закон стремится разрушить (см. Дан. 7, 25 — «возмечтает отменить у них… закон»).

3. Гал. 2, 4–5. Лжебратия принуждали обрезаться (ст. 3). Обрезывающий же должен исполнить весь закон (там же 5, 3), а язычники к духовному его исполнению ещё не готовы, ведь

…Закон духовен, а я плотян... (Римл. 7, 14)

…Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. (Римл. 8, 7)

Поэтому язычникам обрезываться было рано.
Но не всем. В Еф. 2, 11 о верующих сказано: «некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными». Вывод: в момент написания Послания они — уже не «язычники по плоти», и — обрезаны!
Так что Павел различал духовно, кому уже пора войти в завет Авраамов (Быт. 17, 9–14), а кому — ещё нет. Это видно на примере Тимофея:

…И, взяв, обрезал его... (Деян. 16, 3)

Лжебратия же духовного различения были лишены и налагали на учеников «иго рабства» (Гал. 5, 1) — т. е. обязанность плотского исполнения закона, без осознания его духовной сути.
4. Гал. 3, 19. Закон не отменяет завета о Христе (там же, ст. 17), т. е. не противостоит Евангелию. Закон не противен обетованиям Божьим (ст. 21). Он дан по причине преступлений (ст. 19), дабы человек постоянно выбирал между исполнением заповеди — и грехом (Римл. 7, 21–25). Изменилось ли состояние человека в Новом Завете настолько, чтобы он уже не имел никаких греховных побуждений — и, следовательно, заповедь была не нужна?
Ответ — у Иоанна:

Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. (I Иоан. 1, 8)

Итак, противостоять злому побуждению человек должен и в Новом Завете. А поэтому и Закон Божий остаётся в силе:

…Ибо законом познаётся грех. (Римл. 3, 20)

…Где нет закона, нет и преступления. (Римл. 4, 15)

Есть грех и преступление, — есть и Закон!
5. Гал. 3, 22–25. Обетование Аврааму гласит: «В тебе благословятся все народы» (там же, ст. 8). Это обетование предшествовало по времени дарованию Торы (Закону) на 430 лет (ст. 17) и подразумевало рождение от семени Аврамова Мессии, в котором народы и получат (унаследуют) благословение (ст. 14). Закон был детоводителем (греческое <пайдагогос>, т. е. педагог) к Мессии (ст. 24), поскольку содержал указания, прообразы и пророчества о нём (Быт. 3, 15; 22, 18; 49, 10–11; Исх. 12, 5–7; Числ. 24, 17–18; Втор. 18, 18–19 и др.). Эта часть Закона готовила к явлению Мессии, обучала народ. Когда пришёл Мессия, это обучение завершилось.
Что же касается заповедей — в Новом Завете они не отменяются, но усвоены учениками и уже не звучат извне — из уст «педагога»:

…Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их... (Евр. 8, 10)

Научившийся — не «уничтожает», но «вмещает в себя» учение своего педагога.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |