Спасибо за своевременный вопрос и ответ, в отношении понимания закона Божьего, данного через Моисея, в свете учения Нового завета.(Имеется ввиду вопрос: Упразднен ли закон заповедей учением?) Хотелось бы "пройтись" еще по некоторым местам, которые мы встречам в книгах Нового завета, в которых говорится о Торе, что бы понять и осознать эти места глубже.
Скорее у меня не вопрос к вам, Дмитрий Валерьевич, а просьба пояснить ваше понимание учения Иисуса Христа.
1) 2 Кор 3:6
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
Привычное понимание: буква, т.е. закон, убивает, дух т.е. благодать Нового завета, животворит. Потому ТаНаХ утратил силу. Одно из ключевых слов - способность. Ранее такой способности не было.
----------
2) Гал 2:16, 3:2, 5:1
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? 3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
Привычное понимание: в первом случае говорится ясно, что требуется только вера, а делами закона нет оправдания. Второй случай - идет противопоставление закона Моисея и учения Христа. Исполнение дел закона возврат к плоти. В третьем - понимание, что исполнение закона, это возврат к рабству.
-----------
3) Рим 3:20, 28
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
Привычное понимание: Павел показывает, что человек оправдывается верой, а потому закон не нужен.
----------
4) Евр 7:18, 10:1
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
Привычное понимание: первое место: отмена заповеди, т.е.закона, так как он стал немоще, вводится новая, которая ведет к совершенству. Закон, это тень будущих благ, т.е. тень служения Нового завета.
Заранее благодарю за ответ!
. . :
Уважаемый Ярослав!
1. II Кор. 3, 6 — продолжает мысль ст. 3, где противопоставляются две «надписи»: на каменных скрижалях — и на плотяных скрижалях сердца. Тот же самый Закон пишется в Новом Завете на сердце (Иер. 31, 33; Евр. 8, 10) — изменяется не Закон, но способность его восприятия. Записанное на каменных скрижалях может противоречить желанию сердца и порождать противление, т. е. грех, ведущий к смерти («грех рождает смерть» — Иак. 1, 15). Поэтому «буква убивает». Записанное же на скрижалях сердца — означает желание самого человека («…Хранил закон Твой. Он стал моим…» — Пс. 118, 55–56; «в законе Господа воля его» — Пс. 1, 2 — т. е. воля человека совпадает с волей и законом Господа, а не противится им). Поэтому — «Дух животворит», ведь Духом Бога живого заповеди пишутся на сердце. Итак, заповеди — те же, но в одном случае (при противлении) ведут к смерти, а в другом (при согласии) — к жизни.
2. Гал. 2, 16. Оправдание, т. е. прощение прежде совершённых грехов, даруется верой в искупительную жертву Мессии, а не «делами закона» (т. е. не исполнением заповедей после их нарушения).
Пример: человек совершил убийство, а после этого исполняет заповедь: «Не убий». Может ли за это убийство проститься ему? Конечно, нет. Но Мессия берёт грех на себя, искупая его своей смертью (I Пет. 24 — «Он грехи наши сам вознёс телом своим на древо»). Однако оправдание — это не всё спасение, а только первый шаг к нему. Чтобы обрести вечное спасение, оправданный от грехов должен далее жить по заповедям:
…Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. (Матф. 19, 17)
3. Гал. 3, 2 — продолжает мысль 2, 21. Как мы уже видели, «законом» (исполнением после нарушения) оправдание не достигается. В Новом Завете внешне-обрядовое, бездушное исполнение заповедей «плотью» обнаруживает своё бессилие, но заповеди соблюдаются в духе, с любовью, от чистого сердца:
Любовь… есть исполнение закона. (Римл. 13, 10)
4. Гал. 5, 1: «Иго рабства» — это порабощение себя «бедным и немощным вещественным началам» (здесь же, 4, 9), а не Закону Божию. Ведь
…Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. (Римл. 7, 14)
Из какого же рабства следует нам выйти — из «рабства» духовному закону — или из порабощения грешной плотью, т. е. абсолютным эгоизмом?!..
5. Римл. 3, 20, 28. Об оправдании верой мы уже говорили (см. пункт 2).
6. Евр. 7, 18, 19; 10, 1. Здесь вообще не противополагаются Закон и благодать, но описывается разница между двумя священнослужениями: земным с земными священниками в земной Скинии (8, 4–5) — и небесным, с небесным Первосвященником — Мессией, в небесном Храме (8, 1–2). На Земле ничто не доведено до совершенства. Оно достигается в высшем духовном мире. Поэтому даже противоречия между земным и небесным служениями нет. Первое является «образом и тенью» второго (8, 5). Второе — истинное (8, 2) — станет полностью доступным сынам человеческим только в будущем мире: Христос назван Первосвященником «будущих благ» (9, 11), когда наступит «время исправления» (9, 10), и призванные получат обетованное — «вечное наследие» (9, 15).