Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Закон и Христианство 30.11.2011 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Прочитал недавно одну проповедь. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
-------------------------------------------------------------------
Как мы знаем, через три месяца после исхода Евреев из Египта, на горе Хориве из среды огня был дан Закон Израилю, преподанный через Ангелов рукою посредника.
Закон, записанный Моисеем в Книгу Завета, был прочитан им всему народу. Принятие Закона народом было скреплено кровью жертвенного животного.
Закон, полученный Моисеем, если можно так сказать, состоит из двух частей. Первая часть – это десять заповедей, произнесенных Богом вслух всему народу. Вторая часть, включающая в себя порядок и состав церковного служения и общественного устройства, была дана Моисею непосредственно.
И для некоторых может показаться, что вторая часть Закона растолковывает, как бы расшифровывает первую. Но это не так.
Первая часть Закона дана человеку, в котором дух, если можно так сказать, пробуждается, делает попытки восстать над ветхим человеком, подчинить его себе, заставить жить по совести.
Вторая часть Закона дана человеку совершенно плотскому, находящемуся в животном состоянии, в состоянии, где понимается только «кнут и пряник».
Почти так, потому что и здесь Господь требует искать правды (см. Втор. 16, 20), что, впрочем, и является пробуждением духа, процесса трудного, часто трагического, включающего в себя не одну человеческую жизнь, наполненную страданиями и кровью.
Закон, полученный Моисеем, содержит более шестисот заповедей, исполнение которых гарантировало Израилю вкушение благ земли и преступление которых также гарантировало, но уже суровые наказания. «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Втор. 6, 17-18).
При глубоком рассмотрении понимаешь, что земля, которой должен овладеть человек, это он сам.
Израиль жил, падая и вставая, омывая кровью своею то, что с кровью и отрывалось, все непослушание свое; с ним жили и пришельцы, ищущие Бога, разделяя с ним радости и скорби.
И вот исполнилась полнота времен, и Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены (получил плоть от женщины), войдя в скинию, приготовленную Ему Иисусом, избранным Отцом, соединившись с Ним (Ис. 42, 1; Ин. 1, 11, 14; Гал. 4, 4; Евр. 9, 11). То есть Слово, исходящее из уст Божиих, соединилось с Сыном Человеческим, посвятившим Свою жизнь служению Богу.
Придя в мир, в скинии нерукотворенной, Единородный Сын принес духовное понимание Закона.
Если до Его пришествия в понимании и исполнении Закона главенствовала буква, то после того как человек стал способен воспринимать дух Закона, требования изменились. Стало вливаться новое вино, то есть дано было новое (духовное) понимание Закона, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6).
И оказалось, что весь закон сводится всего лишь к двум заповедям… Но каким! От человека требовалось возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением и возлюбить ближнего, как самого себя (Мф. 22, 37; Мф. 22, 39). А что значит возлюбить Бога? Это есть исполнение Его заповедей (1 Ин. 5, 3). Некоторым может показаться, что это исполнение всех более чем шестисот заповедей. Конечно нет, это исполнение всего лишь одной заповеди, потому что «весь Закон в одном слове заключается: ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14).
Если исполнение буквы Закона было гарантией жизни, которая все равно завершается, и пользования благ земли, хотя человек от начала готовился к принятию духа Закона (Лев. 18, 5; Еккл. 8, 14; Ис. 1, 10-20), то исполнение духа Закона гарантирует жизнь вечную в доме Отца нашего (Ин. 14, 1-6; Рим. 8, 11, 13).
Итак, отменил ли Иисус Закон? Нет, но исполнил, возлюбив Своих сущих в мире до конца, вознеся Себя на крест, омыв, очистив нас Своею кровию.
Итак, когда человек мало отличался от скотины (был плотян), к нему и требования были соответствующие – кнут и пряник, заключающиеся в букве Закона, а когда он стал способным воспринимать дух Закона, потому что Закон духовен (Рим. 7, 14), был послан Иисус Христос.
Для подтверждения сказанного рассмотрим, что говорят по этому поводу Апостолы:
«делами Закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3, 20). «Для чего же Закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия Семени, к Которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал. 3, 19).
Потому что «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею Закона, до того времени, как надлежало открыться вере» (Гал. 3, 22-23).
«Итак, Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3, 24-25).
Из Писания мы узнаем, «что человек оправдывается не делами Закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2, 16), потому что «конец Закона – Христос» (Рим. 10, 4) – ОПРАВДЫВАЕТСЯ ДЕЛАМИ ВЕРЫ (Иак. 2, 20).
Ибо веровать ко спасению в Отца можно только веруя в Иисуса Христа (Мф. 11, 27; Ин. 12, 44; 14, 6). Потому что как можно веровать в Бога и не принимать Слово, исходящее из уст Его?
А «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 25), потому что «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство…» (Гал. 5, 19) – это все устремления плоти, поэтому дана буква Закона, ограничивающая буйства ветхого человека народа избранного.
Но если мы духом водимся, то мы не под Законом (Гал. 5, 18), не под буквой Закона, потому что «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет Закона» (Гал. 5, 22-23). Ибо «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).
Итак, при духовном понимании Закона оказывается, что все, что относится к пониманию буквы Закона (относится человеку в его животном состоянии), упраздняется.
Рассмотрим некоторое:
Принесение жертв по Закону было установлено для плотского человека до времени принесения Христом Себя Самого в жертву за грехи мира. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 9, 14). Сказано также о жертве духовной: «Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс. 50, 19).
«Приносите жертвы правды и уповайте на Господа» (Пс. 4, 6).
«Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!» (Пс. 106, 22).
«Тебе принесу жертву хвалы, и Имя Господне призову» (Пс. 115, 8).
«Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои» (Пс. 49, 14).
Только эти жертвы приносятся Богу искренне от всего сердца, в горячем устремлении к Нему, в осознании своей греховности, в познании Его Воли о нас.
Рассмотрим заповедь о вкушении чистого и нечистого. Когда человек был плотским, он обязан был строго исполнять эту заповедь, но когда дух его воспламенился к Богу, эта заповедь упразднилась, «ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 26)
Сказано: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10, 25).
И еще: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте РАДИ ТОГО, КТО объявил вам…» (1 Кор. 10, 27-28).
Потому что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). Но наше отношение к пище…
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).
И все потому, что «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14, 14).
Ибо сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15).
Об обрезании. Обрезание это печать, знак принадлежности к народу Божиему, знак завета между Богом и Евреями (Быт. 17, 11). Но в духовном понимании Закона: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7, 19). Потому что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но ВЕРА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ» (Гал. 5, 6). И потому что «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2, 28-29).
Да, дорогой читатель, если ты не стал Иудеем, то ты ко Христу не имеешь никакого отношения. Настоящий Христианин (а других не бывает) – это ИУДЕЙ, не тот Иудей, который еще висит на букве Закона, а тот, который уже воспринял его дух. Христианство – это верх развития Иудаизма, это духовный Иудаизм, это дух Иудаизма. Кто говорит другое – беги от них.
Итак, принятием духа Закона я умер для буквы Закона, потому что «Закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7, 14). Но когда человек рождается от Духа, он умирает для буквы, он становится служителем Нового Завета, не буквы, но духа, «потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6).
И потому «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19).
Можно еще много говорить о духовном понимании Закона. Но скажу еще о субботе.
Когда человек был в животном состоянии, по Закону от него требовалось хотя бы один день в неделю посвятить Господу (Исх. 20, 10). Но когда человек воскрес духовно, стал Христианином, тогда вся его жизнь посвящается Богу. «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 7-8), и потому что Христос Господин и субботы (Мф. 12, 8).
«И если вы не поститесь в мире, вы не найдете Царства. Если не делаете субботой седмицу, вы не увидите Отца» (От Фомы 27). А о посте, дорогой читатель, это не то, что принято в мире, пост – это вся жизнь Христианина. О посте Господь учит нас через пророка Исайю (Ис. 58, 5-10).
Вот коротко о Законе, который дал нам Отец.
Ему слава во веки.
Аминь.
-------------------------------------------------------------------

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

В проповеди содержится традиционный взгляд «церкви кесаря» на Закон Божий, который якобы «частично сохраняется» в Новом Завете (10 заповедей), а «по большей части отменяется» («более 600 заповедей»). Однако же Псалмопевец утверждает совсем иное:

Закон Господа [т.е. Тора] совершен… (Пс. 18, 8)

Совершенное же не нуждается в ревизии, частичной отмене и т. п. Также и апостол Иаков (уже о новозаветном понимании Закона) ясно учит:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. (Иак. 2, 10)

Ему вторит апостол Иоанн:

...Грех есть беззаконие. (I Иоан. 3, 4)

Если же большая часть закона отменяется, — воцаряется беззаконие, т. е. грех! Остерегает от увлечения «заблуждением беззаконников» и апостол Пётр (II  Пет. 3, 17).
А сам Иисус Христос учит, что остаётся в силе не только Декалог, но и вся Тора — до малейшей иоты и черты (Матф. 5, 18).
Во «Введении в Ветхий Завет» я постарался объяснить в свете Писания незаконность «отмены» пищевых запретов, Суббот и вообще тех самых заповедей («более шестисот»), о которых в присланной Вами проповеди говорится как об упразднённых, но которые сам Законодатель объявляет вечными (Лев. 23, 14, 21, 31; Исх. 31, 16; Лев. 6, 18; 24, 8; Числ. 15, 15–16). аренда квартиры



[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |