Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Личность Иисуса в Коране 22.10.2011 Сергей
 Уважаемый Дмитрий Владимирович! Помогите разобраться со следующей проблемой: в кораническом рассказе об Иисусе подтверждается факт его непорочного зачатия, который Вы не принимаете: вот цитата из суры "Семейство Имрана": 45. Вот сказали ангелы: "О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому - Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. 46. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников ". 47. Она сказала: "Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина ". Он сказал: "Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” - как это сбывается. ... 59. Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: "Будь! " – и тот возник. 60. Истина – от твоего Господа. Посему не будь в числе сомневающихся. (перевод Кулиева) Или в суре "Марьям " 16. (16). И вспомни в писании от Марйам. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное 17. (17). и устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека. 18. (18). Она сказала: "Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен ". 19. (19). Он сказал: "Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого ". 20. (20). Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей ". 21. (21). Он сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня – легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием ". Дело это решено ". (Пер. Крачковского).
А с другой стороны, достоинство Иисуса, на мой взгляд, сильно умаляется: 45. (И ты, о Посланник, не был там) когда сказали ангелы: «О, Марьям! Поистине, Аллах радует тебя вестью о слове от Него [о сыне, который явится в бытиё по Его Слову], имя которому – Мессия Ииса, сын Марьям. Он будет почтенным в этом мире и (в) Вечной жизни и будет одним из приближенных (к Аллаху) (в День Суда). (Семейство Имрана) Ведь Мессия не один из приближенных, а "Путь, истина и жизнь ", и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, и никто не видел Отца, но Христос явил. Иисус – это образец для всего человечества, Сын, восседающий одесную Отца, новый Адам, только посредством него можно исполнить Закон в истине. В этом контексте кораническое знание о Христе, на мой взгляд, слишком скупо и обрывочно, что, если учесть отсутствие в Коране призывов к чтению других Откровений "с различением " меня смущает. Действительно: все эпитеты Христа никак не разъясняются, оставаясь как бы названиями, унаследованными от других традиций.

Заранее спасибо, Сергей


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Сергей!

Вряд ли нужно искать в Коране полное изложение событий, рассказанных в Евангелиях. Коран только упоминает о них, как «общеизвестных», сопоставляя Мухаммада с прежними пророками…

Теперь — о Ваших вопросах.

1. В Коране не говорится о непорочном зачатии. В суре «Марьям» сказано, что Ангел явился ей в образе красивого юноши (аят 17), она испугалась, что у него опасные намерения (18), и слова «я послан, чтобы даровать ее чистого ребенка» (19) были восприняты как «нескромное предложение»; поэтому она подчеркнула, что «к ней не прикасался мужчина, и она не была блудницей» (20) — как бы взывая к совести явившегося, ср. с апелляцией к его богобоязненности (18).
Но когда Ангел передал прямую речь Аллаха, — она всё поняла. Далее говорится, что она забеременела (22), притом ни о чём необычном не упоминается. А значит, всё произошло естественным образом, от соития с мужем. В суре «Семейство Имрана» тот же разговор с Ангелом передан более кратко, и слова Марии: «Ко мне не прикасался никто из мужчин» (47) сказаны в той же ситуации, что и в суре «Марьям». Эти места Корана перекликаются не только с апокрифами, но и прямо с Лук. 1, 28-38. Здесь тоже Мария не сразу поняла, кто перед ней («смутилась… и размышляла» — ст. 29; сказала, что «не знает мужа» — ст. 34), и только потом уверилась, что это Ангел (ст. 38).
2. Теперь — о статусе Исы в Коране. «Одним из приближенных к Богу» Иисус является в том смысле, что Ангелы, Патриархи, Пророки и праведники тоже близки к Нему. Ср. в Откр. 4, 4, 5, 6 — «о семи духах», «24 старцах» и «4 животных», близких к престолу Божию. Слова же о том, что «Единородный Сын, сущий в недре Отчем», явил Бога (Иоан. 1, 18) относятся к Слову (Логосу), Свету (ст. 1-3, 9), а не к человеческой природе Мессии. То же верно и по отношению к «Пути, истине и жизни» — Иоан. 14, 6.
Кстати, и в Библии говорится о Мессии:

Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть... (Ис. 53, 12)

«Часть между великими!» — вчитайтесь!!



[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |