Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Вызывает трудность понимания духовно-символическое содержание образа "плоти Иисуса", плоти страдающей, как увидим из последующих цитат. Вначале с понятием "плоти Иисуса" мы сталкиваемся в следующем стихе Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1, 14). Интересно этот стих сопоставить со следующим высказыванием ап. Петра: «5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (II Пет. 3, 5-7) Получается, что «слово Божие» творит мир само из себя, а значит в сотворенном незримо присутствует. Это, видимо, можно сказать и про плоть мира, и про плоть человека. Интересно обе эти цитаты сопоставить с другими: «51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6, 51-56) Интересно то, что речь здесь идет не о Логосе, который как мы знаем, присутствовал в Иисусе, как в храме, но именно о «плоти сына человеческого», которая, если ее «есть» и «пить», становится внутри человека источником «вечной жизни». Что-то близкое к сему по смыслу Иисус сказал самарянке: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4, 14) Опять здесь появляется «вода», являющаяся символом «слова, которым и из которого составлено все» и которое «стало плотию, и обитало с нами». Но в конце речи Иисуса в 6 главе Евангелия от Иоанна, в той же речи про «вкушение плоти» читаем: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6, 63) Сравним с этим: «19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10, 19-20). Как видим из этих цитат, плоть не только не имеет отношения к духу, но является «завесой», препятствием на пути приобщения к святому. Посему смерть Иисуса послужила, как ни странно, благу. И вот если во все это вдуматься, то получается такая общая картина: есть Слово Божие, дающее жизнь и бытие и миру, и человекам, оно все из себя самого составляет, в том числе тела человеческие, в том числе тело Иисуса было составлено этим Словом из себя. Однако Слово Божие не только все из себя составляет, и дает жизнь, но оно и судит «составленных», посему всему «нечестивому» грозит по приговору сего суда гибель, рано или поздно. Однако, поскольку Иисус взял грехи всего мира на себя, то в результате его крестной смерти суд над грехами всего мира как-бы прообразно уже состоялся, воскресение же Иисуса стало начатком и основой воскресения всего мира и всех душ, обитающих в нем. Ибо Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан. 12, 35) Итак, что же мы должны вкушать и пить, чтобы войти в жизнь вечную, что за плоть и кровь Иисуса? Разъяснение находим у самого Иисуса: «19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 19-20) Вот, оказывается, какую «плоть и кровь» мы должны вкушать: «плоть ломимую» и «кровь проливаемую», и через это «имеем дерзновение входить во святилище». А как это можно вкушать? Очевидно, уподобляясь по свойствам Иисусу. Собственно, сам Иисус и говорит об этом: «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 14, 27) Такое вот, оказывается, участие в страдании его необходимо, чтобы итогом совокупного сего нашего страдания было «удаление завесы» не дающей нашему миру освятиться и приблизиться к Богу. Почему-то это очень важно: здесь, в этом мире максимальной разобщенности, где связь с Богом едва удерживается, именно здесь явить «волю к возврату» к Богу, и претерпеть все страдания, связанные с преодолением этой разобщенности. Иисус при этом для спасаемых является руководителем как страдания, так и последующего воскресения, и нельзя желающим обрести спасение «пройти мимо» страдания, удалиться в какие-то гностические выси, или в миры «словесных красот», «рациональных правильностей». Ибо сказано: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» (Мф. 10, 39)
ВОПРОС: все ли правильно в приведенном рассуждении относительно значения для нас образа «страдающей плоти Иисуса»? Кроме того, возникает вопрос о положительном содержании для нас этого мира, мира "делания": создан ли он только, как точка разворота от разобщенности к Единству Божию, разворота, неизбежно требующего отказа от самоуправного, эгоистического образа жизни, также требующего личной жертвенности, сопряженной нередко и со страданием? Цель, безусловно, благая и архиважная, но единственная ли?
С уважением и признательностью за Ваш труд по донесению до верующих здравого учения. Философ
. . :
Уважаемый Философ!
Во-первых, Слово Божие сотворило мир не «из самого себя», а «из воды» (т. е. вещества), как сказано во II Пет. 3, 5. Вода в истории Творения — символ не Слова, но — материи (Быт. 1, 2). А то, что Логос присутствует во всём, — истина (118, 89: «Навеки… Слово Твоё утверждено на небесах»).
Во-вторых, говоря о вкушении своих «плоти и крови», Иисус имеет в виду значение своей искупительной жертвы для людей. «Вкушать плоды» — в библейском символизме часто означает пользоваться плодами тех или иных замыслов, дел:
«…Будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.…» (Прит. 1, 31)
Скажите праведнику, что… будет вкушать плоды дел своих… (Ис. 3, 10)
Итак, «вкушать ломимую плоть и проливаемую кровь» (Лук. 22, 19–20; I Кор. 11, 24) означает пользоваться плодами той жертвы, которая принесена Мессией для примирения человека с Богом (II Кор. 5, 18–19).
В-третьих, хотя «уподобление Иисусу по свойствам» — цель верующего (Гал. 4, 19), но «вкушать» — означает «воспринимать», а не «излучать».
На первом этапе духовного роста необходимо «вкушать плоды» жертвы Мессии, «пить молоко» (Евр. 5, 12; I Пет. 2, 2). Потому что если бы «вкушение» приносило плод только после и в результате «уподобления Мессии по свойствам», — спасение было бы доступно единицам…
В-четвёртых, сотворение мира — тайна тайн, и цель его, конечно, не сводится только к «отказу от эгоизма» и «личной жертве». Это — только лишь грань безграничного (Ис. 55, 8–9)…