У меня возникло некое предположение или вопрос, который я хотел бы предложить вам к рассмотрению.
В еврейской традиции говорится, что Тора была до сотворения мира и мир творился согласно ей.
Тора, по преданию - всегда была в духовных мирах, т.е. еще до сотворения мира.
Тора говорит: «Я была орудием Святого Мастера, благословен Он». Принято в миру, что царь из плоти и крови строит дворец не по своему разумению, а по разумению мастера, но и мастер строит не по своему разумению – пользуется он черновиками и табличками, чтобы делать комнаты и двери. Так и Святой, благословен Он, глядел в Тору и творил мир. А Тора говорит: «В начале сотворил Б‑г»; «начало» – это не что иное, как Тора (Берешит раба, 1:1).
В иудейской традиции, в поэзии, Тора часто называлась "Словом".
"Поклонюсь храму святому Твоему и восславлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, потому что возвеличил Ты СЛОВО Твое больше имени Твоего". (Пс.138:2)
Во времена Давида, не было еще Платона, Гераклида, Филона ......
Да и вообще, тогда греческая культура была в самом своем зачатии.
А вот Тора уже имела силу, и влияла на все аспекты жизни иудеев.
В том числе и поэзию.
Маловероятно, что учение Филона Александрийского о Логосе имело хождение между последователями Мессии до конца первого века, когда были написанны основные послания Нового Завета ("В начале было Слово").
Его учение о Логосе, стало популярно тогда, когда элинское большинство завладело властью в церкви, и начало обожествлять Иешуа.
И тут как раз кстати, подвернулось учение еврея Филона Александрийского, который хотел примерить Иудаизм с греческим учением о Логосе.
Ну, а дальнейшая история нам уже известна.
Филон же хотел наиболее ярко и красноречиво (а возможно и наиболее успешно) высказать результаты адаптации иудейской теософии к языку греческой философии.
Но имел успех только у елинов и евреев, придерживающихся елинской философской мысли.
Иначе говоря у тех, кто оторвался от иудейских корней, или у тех у кого иудейские корни очень ослабли.
Но мне кажется к Иоанну это не относится. Восточные церкви, были более проиудейские, нежели западные. Павел более почитался на западе, а Иоанн на востоке. Для него "Слово" - это не "Логос", а "Тора". Именно так называлась Тора в иудейской поэзии, того времени.
Не могло ли случиться так, что когда Иоанн написал свое Евангелие, где говорится о Логосе, то он подразумевал все же не философское понятие, а именно Тору?
Тогда бы, возможно, это открыло нам более ясное представление о значении Торы в учении Иисуса и жизни церкви.
. . :
Уважаемый Игорь Валентинович!
Да, Тора! Но Тора — именно как Хохма́ (Премудрость), персонифицированная, «ипостазированная»:
«…Господь имел меня началом пути Своего…
От века я помазана... Я родилась, когда еще не существовали бездны…
…Я была при Нем художницею, и была радостью…» (Прит. 8, 22–30)
Живой и личный Логос (древнееврейское «Маамар», арамейское «Мэмра») но — не Книга или некий План миротворения: