Уважаемый господин Щедровицкий (простите, не знаю Вашего отчества), 30.01.2011 г. Вы ответили Tervit, что Иисус Христос нигде не называл Себя Богом. А как же относиться к таким текстам Писания как Ин.10:30 "Я и Отец одно", Ин.14:9 "Иисус сказал ему: сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца?" И очень много других текстов? На чем основывается это Ваше утверждение?
Буду благодарна за разъяснение.
. . :
Уважаемая Елена Викторовна!
Евангелие – это учение, а не сборник афоризмов. Смысл всякого речения раскрывается в контексте.
1) «Я и Отец — одно» (Иоан. 10, 30): греческое — <хэн э́смен> — «едины мы». В чём едины? — «дела, которые творю я во имя Отца моего…» (там же, ст. 26). Едины — поскольку всё, что совершает Иисус, он творит во имя Отца. Ср. Пс. 1, 2 — о праведнике: «В законе Господа воля его»; т. е. — его человеческая воля полностью покорилась воле Бога, Его закону. Ср. в Гефсимании:
…Не Моя воля, но Твоя да будет. (Лук. 22, 42)
Здесь видим две воли — Божью и Иисуса. Иисус полностью покоряется Богу, принимая всецело Его волю…
«Я и Отец — одно» (Иоан. 10, 30) — ср.:
…Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... (Иоан. 17, 21)
— то же слово «хэн» — «одно», «едино». Здесь — единение духовное, но не становятся же ученики «богами» вследствие этого!
2) «Видевший меня видел Отца» (Иоан. 14, 9): о каком зрении идёт речь — о физическом? Но тот же Иоанн подобное категорически отрицает:
Бога никто никогда не видел... (I Иоан. 4, 12)
А Павел:
…Которого никто из человеков не видел и видеть не может... (I Тим. 6, 16)
Значит, речь идёт не о физическом зрении, но об умозрении! Да и, будучи иудеями, ученики не могли просить «показать им Отца» физически, зная, что
…Человек не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исх. 33, 20)
«Видеть Отца» — это познавать Его духом и умом. Познавая же учение Иисуса, которое Он получал от Бога, ученики «видели», т. е. познавали Отца. Это внутреннее «видение» (познание), о котором далее:
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан. 14, 10)
Итак, в ответ на просьбу «показать Отца» Иисус говорит о вере, о внутреннем постижении («во мне») и об учении («слова, которые говорю»). Всё это весьма отличается от физического созерцания! А если бы он сам был Богом, — что означало бы: «Говорю не от себя»? Разве Бог «говорит не от себя»?!
3) Что касается «очень многих других текстов» — это не конкретно. Итак, «моё утверждение» основано на духовном изучении и внимательном прочтении Евангелия, что рекомендую и Вам: