Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

и вновь ответ 14.04.2010 Gene
 (_____Уважаемый Gene!

Вы, видимо, не заглядывали в книгу «Введение в Ветхий Завет» и в другие материалы сайта (стихи, переводы), иначе вряд ли приписали бы мне «идолопоклонство». _____)


Не преписывал и с творчеством ознакомился, не сказать что углубился, но нужный срез нашел. Иногда(и даже порой почаще) человеку неплохо спросить себя: на правильном ли я пути, не допустил ли я ошибок? Не являются ли все мои достижения или их определенная часть лишь плодами моего воображения? Не в смысле сомнений, но в смысле правильности самооценки. Как примерно говорил Федор Достоевский: «первая часть жизни у человека уходит на то, чтоб приобрести привычки, а вторая на чтоб ими жить.»
Если, конечно человек с собой не борется.


(_____Повторно подчеркну: понятие о Едином Боге было свойственно мудрецам разных народов ещё в эпоху до Авраама («наследие Ноя и его сыновей»). Библейский пример — «языческий пророк» Валаам; исторические примеры — некоторые мудрецы-риши ведического периода, и особенно мыслители Упанишад. Однако в целом к языческим религиям приложимы слова Иеремии:

А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный… и народы не могут выдержать негодования Его.
Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. (Иер. 10, 10–11)

Псалмопевец Давид восклицает:

…Все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил. (Пс. 95, 5)

В Первой Заповеди сказано:

…Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх. 20, 3)_____)


Спасибо за реабилитацию Упанишад и Риши, рад что в этом мы можем прийти к консенсусу. Впрочем мое, признаюсь некоторое возмущение, возникло после прочтения топика о чтении мантр и приравниванию этого действа к идолопоклонничеству.

Это все верно, НО что есть иные боги? Если бог один то откуда взялись эти навязчивые представления о множестве? Насчет (Пс. 95,5) уверены в точном переводе(особенно слово «народов»)? Если не затруднит сверьте с ивритом. Ничего не утверждаю, но как частенько говорил Станиславский, по поводу не самой лучшей актерской игры…

Впрочем мне также не трудно сослаться на Писания других культур, которые я также считаю не менее авторитетными, и которые говорят аналогично, но иным языком, но не стану этого делать, по известным причинам: кто ищет тот найдет.



(_____Хотя знание о Едином было свойственно единичным представителям древних языческих культур, но высшее озарение — почти исключительно приоритет пророков Древнего Израиля. Ни в одном из Писаний, кроме Библии, не содержатся истинные пророчества о грядущей человеческой истории._____)



Позволю совершенно не согласится. Вы, значит скорей умом, но без сердца изучали другие культуры, если заявляете о отсутствии Высшего Озарения или его редкости в других культурах.
И это совсем не правда насчет отсутствия истинных пророчеств в так называемых «языческих» культурах мира. Не буду приводить в данном случае цитаты, но если вопрос интересует поищите например пророчества о начале и окончании Кали Юги. Есть и некоторые не столь известные книги Пророчеств, что впрочем не умаляет их ценности. Давайте просто поймем, что мы живем, окруженные якобы иудео-христианской культурой(причем далеко не в лучшей её интерпретации), и древние культуры мало кто решается серьезно изучать, а по большому счету и свою собственную культуру люди не знают глубоко. Говорим о пророчествах, но давайте смотреть на вещи в своих оригиналах, а не в чьей-то интерпретации. Где они пророчества? Откровение Иоанна? Где там что написано и где что сбылось? Псалмы Давида? Есть такая вещь как массовая психология, и она вполне работает, а суть некоторых её простых истин заключается в том что человек предпочитает не думать, а получать готовые шаблончики мысли и тп рефлексов и просто вставлять их. Вот так мы и живем, на полуфабрикатах не только в питании, но и в мышлении. А с религией, там где звучит язык корней(то-бишь образов) эта система работает о-о-о-х как бойко. Именно на интерпретациях Священных Писаний работают все известные секты, одни лишь свиду безобидные, квасят тех «чья жизнь не удалась», другие побойче. Нам говорят, а мы принимаем, тк не хватает толи воли, толи ума-смекалки разобраться в сути вопросов. Уверен что истинные пророчества явление закрытое от любопытствующих в ЛЮБОЙ культуре. И наверное незачем о них говорить как о чем-то нам еще с детства хорошо знакомом.


(_____Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова.
Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем...
Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... (Ис. 41, 21–23)


Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? ...Пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!»
А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. (Ис. 43, 9–10) _____)


Тот же Бог Говорит и со страниц иных Писаний. Поймите простую вещь, если Бог Един, то откуда вообще взялись ложные боги, может быть они что то обозначают, что не все понимают? Если Священные Писания иных культур содержат ту же Истину и ведут к тому же Источнику? Если люди не видят Бога в иных культурах, значит они и в своей его не нашли(или нашли совсем поверхностно, коснулись и забыли), а лишь пытаются создать иллюзию веры, иногда им это очень неплохо удается, но дом, построенный на песке рано или поздно пошатнется. Тем более не там ищут, в СЕБЕ ИСКАТЬ надо, книга лишь верное руководство, для тех кто ИЩЕТ. Многие индусы «язычники», по крайней мере уважительно относятся к иным верованиям, и особенно к Христу и признают его Учение, что совсем не скажешь о некоторых язычниках называющих себя христианами, иудеями и многими другими конфессиями, причем даже по отношению к своей собственной религии.

Так что наверное оставим этот разговор, чьи боги лучше, найдите хотя бы одного и другие не понадобятся.


(_____Однако же отсутствие таких доказательств, как и неточность (нечёткость) теогонии и теологии, отнюдь не сводит на нет заслуги древних мудрецов-богоискателей, искавших собственными духовными усилиями, но не имевших прямого откровения свыше._____)


В том то и дело что не сводит(но и не делает истинным), почерпнуть можно и от них когда есть к чему приложить.
У каждого человека есть свое видения мира, если он сталкиваясь с иными мировоззрениями умеет подчеркнуть нечто общее со своими высшими устремлениями, он на пути поиска истины. Но если он пытается заменить свое мировоззрение чужим, даже и более в некоторых вопросах развитым, он неизменно впадает в еще более глубокое заблуждение, которое рано или поздно даст о себе знать, тк знание при отсутствии соответствующего опыта, чаще мешает.

Еще раз обращаю внимание на слова Будды:

"Должно вам, каламы, сомневаться и пребывать в неуверенности; ведь неуверенность эта по поводу того, что сомнительно. О каламы, не основывайтесь на том, что было сказано многократно, ни на традициях, только потому что они дошли с древности, ни на слухах, ни на писаниях, только потому что их составили мудрецы, ни на откровениях, ни на чьих-то кажущихся способностях, ни на предположениях, ни на догмах, ни на умственных построениях, ни на соображениях типа "это монах — наш учитель". Но, каламы, когда вы сами знаете, что какие-то вещи плохи, предосудительны, не подтверждаются вашим сознанием, а будучи предприняты и совершены, ведут к вреду и болезни, избегайте их".

Или как сказал Апостол Павел: «не всякому духу верьте, но испытывайте.»

На их авторитет ведь мы можем полагаться, или вера не позволяет?..



(_____Всё дело в духовной иерархии:

…Дабы ты, взглянув на… все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
А вас взял Господь и вывел… из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно. (Втор. 4, 19–20)

Д. Щ._____)


Этот стих интересен по своему содержанию. Но возникает вопрос, что есть Воинство Небесное? Еще давно хотел спросить, как Вы сами понимаете Суру Звезда?



Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Gene!

Хотя Моисей в юности усвоил всю мудрость Египта, но чудеса Исхода и Синая были следствием не этого, а прямого вмешательства Всевышнего в историю. Об этом — вся Библия. Избранность израильтян — отнюдь не для их «цивилизационного» возвышения, но — для того, чтобы стать им священниками среди человечества и приближать к создателю все народы — в контексте:

…А вы будете у Меня царством священников и народом святым… (Исх. 19, 6)

Такое обетование уникально — других примеров нет! У иных великих цивилизаций — свои духовные миссии; просьба не путать и не смешивать!
«Символы и образы» важны, но не на них основывается Библейская вера. Её смысл и цель — непосредственное Богообщение:

…Гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь… (Втор. 13, 4);

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь… так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Иоан. 3, 8)

Вот краткое описание Богообщения в Ветхом и Новом Заветах.
Представления, основанные на «символах и образах», свидетельствуют об удалённости воспринимающего от Того, Кого он воображает Воспринимаемым:
Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь … (Втор. 4, 15)

Богооткровение — путь взыскующего Истины. Процитированная же Вами Калама Сутра взывает к рационально-интеллектуальному постижению и обращена к постижению душевным людям, далёким от духовного познания (I Кор. 2, 13–16 и 3, 1–2). К таким людям Иисус обратился со словами:

…А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
И не имеете слова Его пребывающего в вас… (Иоан. 5, 37–38)


Конечно, в упомянутой сутре содержится важное предостережение против всякого рода языческих «способностей», связанных с магией, и против писаний человеческих («предположений»). Но это никак не относится к Откровениям Бога Истинного…
Вы пишете о вреде воображения? Но как раз оно совершенно необходимо для поэтического творчества. Так что я не понял, о чём Вы…
О Пс. 95, 5: «г̃а-ами́м» — на иврите «народы», так что — «все боги народов — идолы». Хотя в языческих религиях и сохранились некоторые понятия о Едином (или Высшем) Божестве, но есть там и «боги народов» — от «князей-народоводителей» (ср. Дан. 10, 13, 20, 21) до демонических начал (ср. Еф. 6, 12). Вот что такое иные боги…
«Кали Юга», как известно из индийских источников, ещё не окончилась, так что проверить верность этого пророчества пока не представляется возможным… А вот об исполнившихся пророчествах — см., например, «Введение в Ветхий Завет», с. 739–747; 837–840; 851–866; 1002–1018; 1030–1036; а также «Пророчества Книги Даниила» — на данном сайте. Там содержатся сведения о многих пророчествах, изречённых Творцом небес и земли — и сбывшихся с точностью до года (а иногда и дня) через сотни и тысячи лет.
Ознакомление с этими текстами (если осмелитесь и захотите прочитать!) может «несколько изменить». Ваше мнение. Впрочем, для некоторых их предвзятые представления дороже истины…
«Воинство небесное» — это светила (см. Втор. 4, 19), но также и ангелы (см. III Цар. 22, 19–20), которым тоже запрещено поклоняться (Исх. 20, 3–6).
Не знаю, какие аспекты суры 53 («Звезда») Вы хотели бы обсудить, — в ней много тем. О некоторых аятах этой суры говорится в книге «Сияющий Коран», с. 86–99 — см. на этом сайте. — Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |