Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Бессмертна ли все-таки душа «нефеш»? 27.02.2010 Александр
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

В своем ответе Ярославу из Киева на тему Существует ли душа? (27.12.2009) Вы пишете:

Все три уровня души — нешама, руах, нефеш — являются бессмертными, ибо духовная сущность не подлежит распаду и разложению. Если же говорится о смерти души, то имеется в виду одно из двух: или прекращение её связи с телом и, следовательно, возможности воздействия на материальный мир (Иис. Нав. 11, 14 — «не оставили никакой нешамы»), или — прерывание её связи с более высоким духовным уровнем и потоком жизни свыше:
…Душа [нефеш] согрешающая, та умрет. (Иез. 18, 4);
…Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. (Откр. 3, 1)
Учение же об «исчезновении из бытия» какой–либо части человеческой души проистекает от непонимания смысла Писания.

В то же время в Вашем «Введении в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево» на с. 51 нашел следующий фрагмент:

Слово «жизнь» в обороте נשמת חיים ‹нишма́т хайи́м› имеет форму двойственного числа, и весь оборот можно перевести как «дыхание [двух] жизней», что указывает прикровенно на вечную жизнь, коей наделена «нешама» — высшая душа, или разумный дух человека. Ей предстоит не только земная жизнь, но и будущая, духовная. При слове же «нефеш» слово «жизнь» поставлено в единственном числе, ибо животная душа человека, входящая в состав «нефеша» и оживляющая плоть, не переходит после смерти тела в духовный мир.

Как примирить эти Ваши утверждения между собой? Бессмертна ли все-таки душа «нефеш», вечно ли ее существование, сохраняется ли она в процессе «гильгулей нешамот»?

Всего доброго!
Александр

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Александр!

Каждый уровень духовного состава человека подразделяется на своего рода «ступеньки», или подуровни. Так, нефеш (душа) включает в себя как «высшую» часть, примыкающую к руаху (духу), так и «низшую», примыкающую к гуфу (физическому телу). Наименование «животная душа» относится именно к этой «низшей» части нефеша. Бессмертна «высшая» часть нефеша, в то время как «низшая» в момент смерти физического тела «отпадает» от своего «ствола», как засохшая ветвь, и умирает. Вот почему о нефеше говорится то как о смертном, то как о бессмертном. — Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |