Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

"Запечатанная книга" и ЙОМ АДОНАЙ -2 08.02.2010 Виктор Коваленко
 Доброго здоровья, Дмитрий Владимирович!

Я опять о Дне Господнем, – все пытаюсь понять, о чем говорил Апостол Иоанн, и как многие, рассчитываю на вашу помощь (особенно в переводах).

1.
Исх. 20:10, 11 называет субботу не Днем Господним, а днем покоя (основное значение слова шаббат – покой?):
«а день седьмой – суббота (шаббат) Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний (ДЕНЬ ПОКОЯ) и освятил его».

Ис. 58:13 тоже называет субботу (шаббат) не Днем Господним, а святым днем (я, извините, только по Стронгу):
- «Если ты удержишь 07725 08686 ногу 07272 твою ради ШАББАТА 07676 от исполнения 06213 08800 прихотей 02656 твоих во СВЯТЫЙ 06944 ДЕНЬ 03117 Мой, и будешь 07121 08804 0 называть 07121 08804 0 ШАББАТ 07676 отрадою 06027 , СВЯТЫМ 06918 днем (? – нет слова «день») ГОСПОДНИМ 03068 , чествуемым…».
(шаббат – святой день, покой - отрада, покой – святой Господень /по Евр. 4:1, покой Его/).

2.
Библия называет шаббат отрадою, покоем, в который нужно стремиться войти.
А вот, что написано в Ам. 5:18–20 о Дне Господнем:
«Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.
«Горе желающим дня Господня» - разве горе желающим покоя Господня?

3.
Вы пишете: «Я не знаю случая, чтобы по отношению к пророческому видению было сказано, что пророк оказался «в таком-то дне» (в смысле временного периода, эпохи)».
Но разве нельзя видеть «тот» день, - день о котором столько написано, и, соответственно, как бы побывать в том времени?
Если бы вы дали определение значения слов «быть в духе», было бы проще.
Если «быть в духе» значит видеть видения Божии и/или слышать голос Божий, значит, Апостол Иоанн писал, что ему было видение Дня Господня (ведь все было в образах) и слова Божии о Дне Господнем (и что «было» до Дня Господня /хотя этого «было» еще не было, когда Апостол Иоанн был на Патмосе/, и что будет после Дня Господня).

«Я был в духе в День Господень», - написал Апостол Иоанн.
А вот, что писал Апостол Павел:
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к ВИДЕНИЯМ и ОТКРОВЕНИЯМ Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне /КРОМЕ, ПОМИМО/ ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне /КРОМЕ, ПОМИМО/ тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» /2 Кор. 12:1–4/.
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним» - если Апостолу Павлу было видение новой земли, и он слышал откровения Господа о новой земле, значит, Апостол Павел был там в духе…

(Если бы было более-менее четкое определение пребывания в духе, то многие «говорящие» на иных языках прикусили бы свои плотские, потому что абсолютное большинство говорит не видя видений и не слыша голоса Божия, и не знают, славит Бога их плоть или хулит…)

4.
И еще: какой смысл упоминать Апостолу Иоанну о пребывании в духе именно в субботний день?
Разве только по субботам любимый ученик Господа имел общение с Богом?

5.
И такой вопрос: можно ли считать слова «я был в духе в День Господень», как бы только названием рассказа о масштабном видении, а слова «и слышал» - началом самого рассказа о видении? (исходя из предлагаемого «определения» «быть в духе», я так читаю.)
В Библии встречаются отдельные фразы, которые можно читать, как название главы.
Например, в конце второй главы книги «Бытие» написано: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились», а потом пошел рассказ, как и кто довел их до бесстыдства.
Так и в «Откровении» - «я был в духе в День Господень», а потом пошел рассказ от слов «и слышал»…

Вы пишете:

1:
- «Однако предположим, что Ваше объяснение верно. Тогда центром возвещённого Иоанну окажется «день гнева», - так и есть.
- «в то время как не менее важно и то, что говорится о грядущем спасении (гл. 21)» - да. Поэтому Апостолу Иоанну и было сказано: «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СЕГО» /Отк. 1:19/, то есть, после Дня Господня.
Только о грядущем спасении говорится и в 16–20 главах.
1-й же стих 21:1 главы должен завершать в 20-й рассказ о спасении, а остальные возвращают читающих к началу 1000-летнего царства.

2:
- «почему именно события времён «снятия шестой печати» должны быть поставлены во главу угла?! Ведь есть ещё шесть печатей, а число «6» никак не назовёшь «центром» семиричного исчисления. И, кроме снятия печатей, описано ещё очень многое…»
События шестой печати не стоят во главе угла.
События шестой печати всего лишь знамения. Их не сразу поймут, но когда людям объяснят, что они означают начало великого дня гнева Божия, тогда и начнут прятаться. А что прятаться? Знаменательные события уже произошли и все пошло снова своим чередом. Единственное, что произойдет – выйдет закон от Сиона, для исправления путей, для объявления новых постановлений о Богослужении и новых заповедей о священстве Израиля.
Окончится День Господень другим знамением – ВИДЕНИЕМ Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою /Мат. 24: 30/. В Отк. 19 Апостол Иоанн увидел Того, чье имя Слово Божие, силою и славою великою - на белом коне во главе небесных воинств.

Каждое знамение говорит об окончании одного пророческого периода и начале другого.
Знамения шестой печати говорят об окончании времени проповеди Евангелия и начале великого дня гнева Божия.
Знамение Сына Человеческого на небе говорит об окончании Дня Господня и начале времен отрады, когда наступит час овладения святыми Всевышнего царством земли, когда евреи станут царственным священством и будут царствовать, доколе Сам Господь сойдет с неба. Чтобы под руководством этих святых разрушенная в день гнева земля «изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда» /Иов 38:14/.

Я тут задумался: за пояснениями моего понимания не потеряются вопросы по «Запечатанной книге»?
Если много написано, отделите на что можете ответить. Хотя бы по Ис. 58: 13 и Ам. 5: 18: 20.

С уважением и извинениями,
Виктор Коваленко.


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

О том, что Иоанн Богослов был перенесён в видениях в будущее, свидетельствует вся его книга. Однако же в стихе 1, 10 выражение «быть во дне» немыслимо грамматически (а не фактически!). Правильный перевод с греческого — «был в Духе», а далее — уточнение: «в такой-то день».
Теперь — об Ис. 58, 13:

Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним… (Ис. 58, 13)

Здесь суббота называется «день Мой» — в первом лице, отсюда логически следует, что в третьем лице — «день Его», т. е. «день Господень». Вы правы, слова «день» нет в Масоретском тексте; но в Септуагинте оно есть (эн тэ хэме́ра тэ хаги́а — «в день святой»), ведь «Откровение» дошло до нас на греческом!
В Ам. 5, 18–20 говорится не об эсхатологическом «Дне», но о каре, которую Бог наведёт «вскоре», т. е. о выселении Северного царства («остатка Иосифова» — ст. 15):

…И во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя…
Разве день Господень не мрак, а свет?...

…Я переселю вас за Дамаск… (Ам. 5, 17–27)


И в ряде других случаев «день Господень» — обозначение разных «посещений» Господом людей. Например, Иез. 13, 5:

В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа. (Иез. 13, 5)

Это сказано в настоящем времени и относится ко лжепророкам — современникам Иезекииля; следовательно, «день Господень» здесь — время посещения Богом Иудейского царства в конце эпохи Первого Храма. То же в Иез. 30, 3–4:

…Близок день… Господа

И пойдет меч на Египет… (Иез. 30, 3–4)


— далее поясняется, что это осуществится «рукою Навуходоносора» (ст. 10), т. е. относится к VI в. до Р. Х.
Примеры можно умножить. Конечно, во многих пророчествах (например, Ис. 13, 9) «день Господень» указывает именно на конец времён…
«Приурочивание» Откр. 1, 10 ко «дню Господню» как периоду конца и грамматически, и исторически неверно. «Откровение» говорит не только о «последних днях», но и о целых эпохах истории…
На Ваш вопрос (пункт 5) отвечаю: «названия рассказов» как в Ветхом, так и в Новом Завете приводятся совсем по-другому, и разбивать единое высказывание никак нельзя. Ссылка на Быт. 2, 25 дела не улучшает: этот стих — не «название» следующей части, но и по смыслу, и по форме примыкает к предыдущей. Сопоставьте сказанное тут «не стыдились» с «убоялся, потому что я наг, и скрылся» (3, 10) — и увидите нестыковку в предложенном толковании… — Д. Щ.



[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |