Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

"Запечатанная книга" и ЙОМ АДОНАЙ 12.01.2010 Виктор Коваленко
 Доброго здоровья, Дмитрий Владимирович!
Если можно, очередной вопрос по «Запечатанной книге»:

Вы пишете:
- «Мы начнем наше беглое (за недостатком места) знакомство с некоторыми идеями, метафорами и пророчествами Апокалипсиса с четвертой главы этой Книги, поскольку именно с нее начинается «пророческий обзор» грядущих мировых событий»;
- «И вот Иисус начинает открывать Иоанну то, что произойдет в будущем».

Как-то, извините, расплывчато и очень неопределенно, о каком будущем идет речь.
А Апостолу Иоанну было сказано конкретно:
- «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего» /Отк. 1: 18/.
То есть, подразумевался строго определенный и всем известный пророческий период времени, в котором "был" (находился, потому что «оказался») Иоанн.
А он "был" (в духе) в ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ и должен был написать, что видел до ДНЯ ГОСПОДНЯ, что в ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ, и что будет после ДНЯ ГОСПОДНЯ.

Можете ли вы добавить, чтобы читателям было понятнее (конечно, если это правильно), что означает по Библии ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (ЙОМ АДОНАЙ)? По Соф. 1: 14 – 18, - «день гнева, день скорби и тесноты, день опустошення и разорения, день трубы и бранного крика». То есть, тот день, о начале которого возвестили знамения шестой печати…

И еще цитата – о шестой печати:
- «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор… (Откр. 6, 15)
…тут возникает интересный вопрос. Дело в том, что при обычном землетрясении люди как раз не прячутся в укрытиях, а наоборот, выбегают из жилищ на ровные места, чтобы на них не обрушились стены и своды. А в данном случае они, напротив, сбегаются в какие-то подземные жилища. Значит, они боятся чего-то другого. Чего же именно? В XX веке можно дать ясный ответ на этот вопрос: они боятся облучения, боятся страшнейших болезней, вызываемых радиацией, предпочитают мгновенную смерть от обвалов медленной и мучительной смерти от облучения…
Поэтому следующий стих звучит так:
…И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца… (Откр. 6, 16)
Значит, эти люди действительно предпочитают смерть от «упавших камней»:
…Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр. 6, 17)

Здесь видно некоторое противоречие между словами Библии и вашими пояснениями.
Люди, по Библии, будут бояться именно дня гнева (больше, чем атомного оружия), и попытаются скрыться (из-за своих грехов, наивно, как Адам) от лица Сидящего на престоле.
Это значит, что люди БУДУТ ЗНАТЬ о начале великого дня гнева Божия.
Это значит, что тогда о делах Божиих БУДУТ ГОВОРИТЬ ТЕ, КОМУ ВВЕРЕНО СЛОВО БОЖИЕ.

Если дать определение ДНЮ ГОСПОДНЮ, ясно об означить начало и завершение его соотвествующими знаменнями, будет более понятно о каком будущем в том или ином месте «Откровения» говорит Апостол Иоанн.

Если я опять не прав, то что означает «ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ?

С уважением,
Виктор Коваленко


Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Виктор!

1. Насколько мне известно, выражение «быть в таком-то дне» нигде в Писании обнаружить нельзя. Древнееврейское «ба-йо́м», как и греческое «эн тэ хэмэ́ра», чаще всего означает «в такой-то день», в смысле дня недели или числа месяца (см. Быт. 2, 17; 7, 11; 8, 4; 15, 18; 21, 4; Исх. 12, 3; Матф. 13, 1; 17, 23; 22, 23; Марк. 14, 12; Откр. 18, 8 и мн. др.). Я не знаю случая, чтобы по отношению к пророческому видению было сказано, что пророк оказался «в таком-то дне» (в смысле временного периода, эпохи). Поэтому и в Откр. 1, 10, согласно контексту, сказано о «дне Господнем», т. е. субботнем дне, посвящённом Богу:

…А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… (Исх. 20, 10),

— тем более что рядом с указанием времени (дня недели) пророческого откровения находим и указание места:

Я… был на острове, называемом Патмос…
Я был в духе в день Господень… (Откр. 1, 9–10)


Если Иоанн перенёсся только во времени, но не в пространстве, — придётся признать, что всё описанное далее должно произойти в границах Патмоса. Или же придётся истолковать само название «Патмос» символически…
Однако предположим, что Ваше объяснение верно. Тогда центром возвещённого Иоанну окажется «день гнева», в то время как не менее важно и то, что говорится о грядущем спасении (гл. 21). И почему именно события времён «снятия шестой печати» должны быть поставлены во главу угла?! Ведь есть ещё шесть печатей, а число «6» никак не назовёшь «центром» семиричного исчисления. И, кроме снятия печатей, описано ещё очень многое…
Выражение же «День Господень» относится не только к периоду наказания; «День Мой», «День Господень» — так Сам Бог называет Субботу еженедельную:

Если ты удержишь ногу твою ради субботы… во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним… (Ис. 58, 13)


2. Что касается Откр. 6, 15–17, то, согласно Вашему пониманию, люди «попытаются скрыться… от лица Сидящего на престоле» — видимо, буквально?! Но ведь в таком образе Бог являлся лишь пророкам, да и те едва выносили славу подобного видения (см. Ис. 6, 1–5)!
У Вас же получается, что все люди узрят Сидящего на престоле… Но тогда бы они все как один умерли:

…Человек не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исх. 33, 20),

— в то время как согласно Иоанну жизнь на Земле продолжается: см. Откр. 7 и далее…
Другое дело, что ужасные события на Земле люди начнут осознавать как кару Господню. Узреть же «великий Престол» многие смогут в конце — Откр. 20, 11–13.

3. О том, кому вверено слово Божие: есть немало самозваных толкователей, заявляющих, что слово вверено именно им, вопреки Римл. 3, 1–2.
Однако чем они это докажут?!.. См. Иер. 14, 14; 23, 21–22; 27, 14–15; 29, 8–9).
«Откровение Иоанна» — сложнейший духовно-пророческий текст. И, конечно, я не претендую на то, что моё понимание способно исчерпать хотя бы тысячную долю его многогранных смыслов… — Д. Щ.


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |