Творчество Дмитрия Щедровицкого

Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
Яндекс.Метрика
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

О всеобщем спасении (часть 6) 29.12.2009 Кирилл
 Здравствуйте, Дмитрий Владимирович!

Благодарю Вас за ответ. Но, как Вы наверное и ожидали, моё мнение относительно всеобщего спасения и бессмертия души осталось прежним. И в отношении этого вопроса с Вами я категорически не согласен.

Давайте пока обратимся к Отк. 6:9-11.
Если Вы понимаете это повествование буквально, а не так как было описано в моём предыдущем письме, то разъясните, пожалуйста, следующие вопросы.

Вопрос 1.
Раз Вы говорите, что в вышнем мире существует и жертвенник медный, то как Вы можете объяснить, обрисовать, охарактеризовать пребывание этих праведников (душ) «под жертвенником». Что они там могут делать? Разве они не должны быть в раю? Ведь они претерпели мученическую смерть за слово Божие и, согласно учению о бессмертии души, должны находиться в раю. Но они почему-то под жертвенником. Почему самые достойные из праведников (мученики) по-вашему находятся под этим медным жертвенником?

Вопрос 2.
Почему эти души убиенных вопят громким голосом и взывают о мщении? Ведь все прелести рая должны просто затмить всю боль прошлых гонений и лишений. И в раю не должно быть воплей.

Вопрос 3.
Почему эти души убиенных вопреки наставлению Иисуса молиться за своих гонителей (Мат. 5:44), не только не молятся за них, но требуют ещё и мести? Праведники получаются какие-то жестокие, желающие насладиться возмездием над нечестивыми и очень возбуждённые, вопиющие громким голосом.

Вопрос 4.
После смерти, согласно учению о бессмертии души, грешники оказываются в аду и терпят там ужасные мучения. И убийцы этих праведников должны оказаться именно в аду. Но почему души убиенных, зная это (!), проявляют такое нетерпение? Ведь в своё время убийцы получат своё наказание.

Вопрос 5.
Если Вы буквально, а не как аллегорию, воспринимаете притчу Иисуса о богаче и Лазаре, то почему души убиенных, видя попадающих в ад их убийц, не получают полного удовлетворения от созерцания их пыток и стонов, и продолжают взывать о мести?

Итак, если понимать это повествование (Отк. 6:9-11) буквально, а не так, как было описано в предыдущем моём письме, то души убиенных можно охарактеризовать следующим образом. Они не только не следуют наставлению Иисуса (Мат. 5:44), но и поступают вопреки ему. Они вопят громким голосом, что характеризует их как не терпеливых и не смиренных. Они жестоки, т.к. требуют не вразумления убийц, а мести. И успокоятся они видимо только тогда, когда насладятся полным отмщением. Подобная характеристика соответствует тем, кто должен быть в аду, но ведь они названы праведниками.

Вопрос 6.
Также прошу Вас объяснить, что в истинной скинии является её внешним двором, который топчут язычники (Отк. 11:2), и где он находится?

По поводу книги Еноха. Это апокрифическая книга, не вошедшая в канон. Апокрифы писались, скорее всего, сторонниками гностицизма, докетизма, язычества и т.п., чтобы как-то сохранить своё учение, маскируя и выдавая его за истину. Поэтому в нашей с Вами переписке прошу не ссылаться на какие-либо апокрифы. А Иуда 14 абсолютно не является ссылкой на этот апокриф.

По поводу моего якобы противоречия самому себе. Если Вы внимательно читали моё предыдущее письмо, то должны были прочесть мои слова о том, что повествование из Отк. 6:9-11 не следует понимать буквально. Поэтому никаких противоречий в моих словах нет.

Благодарю Вас за ответы.
Божьих Вам благословений.
С Богом!

Ответ Д.В. Щедровицкого:
Уважаемый Кирилл!

Отвечаю Вам.
Вопрос 1. В Откр. 6, 9–11 не идёт речь о пребывании душ под жертвенником, но лишь о том, что Иоанн увидел их там (ст. 9 — «я увидел»). Оказавшись после мученической смерти под жертвенником (знак их жертвенной смерти во освящение Имени Божьего), эти души сразу же после вопля — обращения к Богу (ст. 10) получают одежды белые (ст. 11), знак убеления–очищения–прощения. Души в белых одеждах видит Иоанн и далее — и там объясняется, что пребывают они уже не под жертвенником, но пред престолом Божиим:

…Взглянул я, и вот, великое множество людей… стояло пред престолом… в белых одеждах
…Они… убелили одежды свои...
За это они пребывают… перед престолом Бога и служат Ему... (Откр. 7, 9–15)


Они восклицают (7, 10) — а после мученичества своего возопили (6, 10); они служат Богу «день и ночь в храме Его» (7, 15) — а служение в храме несовместимо со смертью, забвением, небытием. Агнец пасёт и водит их «на живые источники вод» (7, 17) — а мертвецов на живые источники водить как-то несообразно…
Далее:

…И сказано им, чтобы они успокоились... (Откр. 6, 11)

— следовательно, они «возопили» лишь непосредственно после мученической смерти, более же не «вопили». «Успокоились» — т. е. вошли в покой Божий (Евр. 3, 10–11), в святой чертог:


…Служат Ему… в храме Его... (Откр. 7, 15);

прообразом этого покоя и служит день субботний (Евр. 3, 9). Праведники в вышнем мире покоятся (а не пребывают в беспамятстве или вне бытия!):

…Праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Ис. 57, 1–2)

Если же у Исайи идёт речь о «покое» в смысле могилы, — то чем, в таком случае, отличается упокоение «ходящих прямым путём» от упокоения нечестивых?! Почему праведник тогда отходит к миру?!..

Вопрос 2. Мы уже сказали: «возопили» души не в раю, а перед тем как получили одежды белые и успокоились. В раю же воплей нет, а есть лишь славословие и служение Богу «в храме Его» (Откр. 7, 10, 15). Таким образом, в гл. 7 Иоанн продолжает описание участи тех душ, которые он увидел ранее (гл. 6).

Вопрос 3. Во–первых, и праведные души непосредственно после казни совей, в первые мгновения, могут находиться в смятении — они ещё не «успокоились» (Иоанн. 6, 11). Во–вторых, описаны души убитых «за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (6, 9). Это души евреев, убитых во время Холокоста, в годы Второй мировой войны. Не сказано, что убиты они за имя Иисуса Христа, — оно здесь не упомянуто. Слово Божие вверено Иудеям (Римл. 3, 1–2), свидетелями Бога названы израильтяне (Ис. 43, 1, 10, 12). Вот за эти «слово Божие и свидетельство» претерпели мученическую смерть 6 миллионов евреев в 1939–45 годах, что описано в Откр. 6, 4–8 («снятие четвёртой печати»): смерти и аду была дана власть «над четвёртою частью земли». Советский Союз — это шестая часть суши, плюс все страны, участвовавшие в военных действиях, — вот и получается четверть земли. «Мечом» умерщвляли на войне, «голодом и мором» — в осаждённых городах, «зверями» — в концлагерях (травили овчарками)… Вот после всего этого и раздаётся «вопль» замученных. Евангелия они не знают (иудеи признают только Ветхий Завет), поэтому заповеди молиться за гонителей не научены…

Вопрос 4. Убийцы этих мучеников в момент их «вопля» ещё живут на земле, а не «оказались в аду». Некоторые нацистские палачи, как известно, живы и до сих пор!.. Именно о возмездии им и просят души убитых:

…Доколе… не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр. 6, 10)

Однако им даётся ответ, что другие души, «сотрудники и братья» мучеников, должны «дополнить число» (6, 11). Вспомним историю второй половины XX века — вплоть до сего дня…

Вопрос 5. Убиенные не «продолжают взывать о мести», но «возопили» единожды (6, 10) — и «успокоились» (6, 11). «Возопили» же именно потому, что убийцы их ещё «живут на земле» (ст. 10), а не сошли в ад!
Итак, повествование Откр. 6, 9–11 свидетельствует, что души убиенных не следуют словам Иисуса (Матф. 5, 44), ибо исповедуют только Ветхий Завет (ст. 8–9). Они вопят громко только в первые мгновения после казни, будучи в крайнем смятении, а затем успокаиваются (ст. 11). Они требуют наказания убийц, которые пока всё ещё «живут на земле безнаказанно» (ст. 10). Они получили спасение и причислены к праведникам («одежды белые» — ст. 11) за свою мученическую смерть во освящение Имени Божьего (см. Римл. 11, 25–31).

Вопрос 6. Когда Иоанн получил повеление:

…Измерь храм Божий…
А внешний двор храма… не измеряй… он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. (Откр. 11, 1–2),


то он сам находился на земле:

…Пойди, возьми… книжку из руки Ангела, стоящего… на земле. (Откр. 10, 8)

Также и начало гл. 11 — это пророчества «о народах и племенах и языках и царях» (10, 11), т. е. — о грядущих земных событиях. Следовательно, и храм, о котором сказано в Иоанн. 11, 1, должен находиться на земле, а не на небе. Этот символический храм объединяет истинных поклонников Бога, участвующих в духовном, жертвенном служении («храм… и жертвенник»). Язычники же не поклоняются и не приносят жертв, но попирают святыню, хотя и допущены на внешний двор храма (11, 2).
Этот символический «внешний двор» объединяет тех, кто принял веру формально, внешним образом, не склоняется пред волей Божьей и не готов на жертву. «Попирание (топтание) дворов Храма» — означает тщетное и беззаконное служение:

…Кто требует… чтобы вы топтали дворы Мои?
Не носите больше даров тщетных… беззаконие — и празднование! (Ис. 1, 12–13)


Таковы те, которые не присоединились духом к Израилю Божию (Гал. 6, 16), но, внешне приняв Христианство, остались язычниками. Так что к небесному Храму сказанное в Откр. 11, 1–2 не относится. Новый Иерусалим, сходящий с неба (21, 2), измеряется не простой тростью (как в 11, 1), а золотой, и не Иоанном, а Ангелом (Иоанн. 21, 9, 15–17).

О Книге Еноха. Именно цитирование какой–либо книги, притом с приведением имени автора, называется ссылкой на данную книгу. Как раз такую ссылку мы имеем в Иуд. 1, 14–15. Приведена точная цитата из Книги Еноха (так же цитируют апостолы и книги Ветхого Завета). Книга Еноха обнаружена на иврите в Кумранских пещерах. Доказано, что она была широко читаема в Иудее на рубеже н. э. и оказала, в числе прочего, влияние на стиль и образы некоторых апостольских посланий (Иуды, II Петра).

Кстати, по вопросу о жизни души после смерти не было единого мнения у ранних адвентистов. Многие авторитеты адвентизма верили в бессмертие души, и лишь позже возобладало человеческое учение о её смертности.
Прилагаю сведения об этом из адвентистской «Настольной книги служителя» (Настольная книга служителя: Учение и принципы жизни адвентистов седьмого дня / Ред. Н. Н. Либенко. – М., 1989). Мой вопрос: были ли, по Вашему мнению, сам Миллер и всё руководство тогдашнего адвентизма, верующие в бессмертие души, агентами сатаны? — Д. Щ.

От Редакции:
С более подробным комментарием к Откровению Иоанна можно ознакомиться в статье Д. В. Щедровицкого «Запечатанная книга» (подраздел «Статьи, выступления, комментарии» раздела «Теология и религиоведение»).


[ Показать все сообщения ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |