Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Существует ли душа? 27.12.2009 Ярослав(Киев)
 1. Сегодня среди представителей нескольких конфессий активно проповедуется учение относительно того, что душа человека не существует. Мол после смерти человека, человек «засыпает» на определенный срок, то есть до воскресения, и отсутствует как в материальном так и духовном мире. Основное место, на котором строится учение это Псалом 145:
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
Очевидно и ясно, и между прочим так комментируют это место многие еврейские мудрецы и современные исследователи, что тут имеются ввиду помыслы или замыслы человека, которые он хотел совершить в этом мире.
И тем не менее…
Дмитрий, что скажете вы относительно учения об отсутствии души человека? Приведите пожалуйста несколько аргументов на основании Священного Писания относительно того существует ли душа? Есть ли еще ссылки на существовании души кроме Рахили, Ефрема, Авраама и богача?

2. В иудаизме сущесвтует учение относительно 3 составляющих человеческой души: «нефеш, руах и нешама».
«Нефеш» – животная душа. Тут инстинкты, желания, страсти, плотское.
«Руах» – «я» человека, эмоции
«Нешама» – возвышенная душа. Тут интеллект, мудрость, разум.
Насчет «нефеша» и «руаха» – ясно. Есть много ссылок на места из писаний относительно того, где можно встретить эти слова.
Вот с «нешама» – сложнее. Еще ни разу не встречал.
Насколько это учение библейское?
Где в библии можно встретить понятие «нешама»? Если это возможно в рамках этого вопроса – то приведите все существующие места из писаний относительно «нешама».
Насколько это можно согласовать с учением Павла – о духе, душе и теле?

Заранее: благодарность!
Бог в помощь!


. . :
Уважаемый Ярослав!

Относительно Пс. 145. Ясно, что упомянутые здесь «помышления его» (др. – евр. «эштонота́в» — «намерения», «соображения») относятся к жизни во плоти, ведь после смерти «сына человеческого» на него нельзя уже надеяться именно в земных делах:

Не надейтесь… на сына человеческого… он возвращается в землю… в тот день исчезают… помышления его. (Пс. 145, 3–4)

Итак, здесь ничего не сказано о будущности души. Теперь — о «нешама». Впервые это понятие встречаем в Быт. 2, 7:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его «нишма́т хайи́м» [нешаму жизней (множ. число)]… и стал человек «нефеш хайя» [нефешем живым (ед. число)]. (Быт. 2, 7)

Таким образом, вещественный состав человека («из праха земного») оживляется нешамой, действующей через нефеш. Из других мест следует, что нешама сообщает жизнь нефешу посредством руаха (Иов. 12, 10; 32, 8 и др.). Выражение «нишмат хайим» указывает на то, что жизнь присуща нешаме изначально, поскольку нешама исходит из «глубин Божьих» (ср. I Кор. 2, 10–11) и черпает бессмертное бытие из Его сущности (ср. учение о высших уровнях нешамы — «йехида» и «хайя»).
Каковы же свойства нешамы? Она именуется «нишма́т-ру́ах хайи́м» — «нешама руаха жизней» (Быт. 7, 22; Синодальный перевод — «дыхание духа жизни»), т. е. источником, из которого уровень души, называемый «руах», получает энергию жизни. Нешама не может умереть («исчезнуть из бытия»), она способна лишь покинуть земную оболочку — «не остаться» в ней (Иис. Нав. 11, 11; III Цар. 17, 17). Нешама призвана восхвалять Всевышнего — свой Источник (Пс. 150, 6 — «каждая нешама да восхваляет Господа»). Нешама через руах вразумляет человека (Иов. 32, 8) — следовательно, является в нём источником и причиной разума («бина»); она же постоянно оживляет его (Иов. 33, 4), сообщая ему жизнь от Всемогущего; поэтому именуется «нишма́т Шаддай» — «нешама Шаддая (Всесильного)» (там же). Вообще, нешама одним «концом» коренится в Боге, другим — оживляет весь состав человека, в связи с чем называется как «нешамой человека» («адам» — в собирательном смысле), так и «светильником (“нэр”) Всевышнего»:

Светильник Господень — дух [нешама] человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)

В оригинале — «хофэ́с коль–хадре́й–ва́тен» — «исследует все комнаты внутренности», т. е. наблюдает за всеми «подразделениями», проявлениями интеллектуальной и эмоциональной жизни нашего внутреннего человека, который и озаряется светом этого «светильника разумения».
Итак, основные атрибуты нешамы — жизнь, бессмертие, разум. О вечности нешамы говорит, например, следующий стих:

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу.. иначе изнеможет предо Мною дух [руах] и всякое дыхание [нешамот — множ. число!] Мною сотворенное. (Ис. 57, 16)

Если бы руах и нешама были смертны, — какой смысл был бы в словах о том, что они «изнемогут» от вечно продолжающегося гнева? Они бы и так умерли в свой срок…
О бессмертии души в целом говорит Матф. 10, 28 и Лук. 12, 4–5, все описания посмертной участи душ (например, Ис. 14, 9–16; Иез. 32, 21, 31; Лук. 16, 23–31) и другие места (II Кор. 5, 1–10; Филипп. 1, 23–24 и мн. др.).
Все три уровня души — нешама, руах, нефеш — являются бессмертными, ибо духовная сущность не подлежит распаду и разложению. Если же говорится о смерти души, то имеется в виду одно из двух: или прекращение её связи с телом и, следовательно, возможности воздействия на материальный мир (Иис. Нав. 11, 14 — «не оставили никакокой нешамы»), или — прерывание её связи с более высоким духовным уровнем и потоком жизни свыше:

…Душа [нефеш] согрешающая, та умрет. (Иез. 18, 4);

…Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. (Откр. 3, 1)

Учение же об «исчезновении из бытия» какой–либо части человеческой души проистекает от непонимания смысла Писания. — Д. Щ.


[ ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |