Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга    Ответы на вопросы

Ответы на вопросы, заданные в Гостевой книге

Вопрос по лекции о свободе воли 23.11.2009 Андрей Кирилюк
 Большое спасибо за содержательную лекцию.

Но скажите, как в свете окончательного вывода этой лекции прокомментировать подборку стихов, с которой лекция начинается?
И как в этом же свете понимать стихи о горшечнике и горшке из 9 главы послания к Римлянам?

. . :
Уважаемый Андрей!

В Римл. 9, 15–16 не объясняется, кого именно Всевышний «хочет» (ст. 18) миловать и жалеть. Это объясняется в других местах Писания. Например:

Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его. (Пс. 24, 10)

и

Уповающего на Господа окружает милость. (Пс. 31, 10)

И ещё:

…Хранящий завет и милость любящим Тебя …(Дан. 9, 4)

Есть много других подобных мест. Провозвестие ап. Павла в Римл. 9 не может восприниматься вне контекста всего Писания, но только в контексте. Тогда почему же —

…Кого хочет, милует... (Римл. 9, 18)?

Этими словами апостол указывает, что смысл воздаяния в земной жизни часто сокрыт от нас, поскольку нам неизвестны прежние пути душ — и заслуженное ими. Разумеется, Создатель «властен над глиною» (ст. 21). Но Его решению предшествует всякий раз свободный выбор души, на что намекают слова о сосудах, «которые Он приготовил к славе» (ст. 23). Как же готовит Бог души к славе? — Через научение, руководство, испытания и т. п., о чём говорит вся Библия.
Итак, сосуды милосердия Он ранее подготовил к славе, т. е. научил, испытал, руководил ими — в предшествующие времена, которые часто сокрыты от нашей памяти:

…Потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико. (Иов. 38, 21)

Напротив, сосуды (души), противившиеся прежде Богу («сосуды гнева» — ст. 22) сами приготовили себя к проклятию («готовые к погибели» — ст. 22), а не Он их приготовил. Это тоже произошло в предшествующее время (когда же подобное свершается в нынешней жизни, всё само собой ясно, и этот вариант мы здесь не рассматриваем).
Так что желание Божье («хочет» — ст. 18) не противоречит свободе выбора человека. — Д. Щ.


[ ]
 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |