Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта

Перевоплощения? 09.01.2009 Сергей
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

С увлечением читаю Ваши книги. Среди множества других интересных вещей они заставили меня вновь задуматься о теории реинкарнации, которой Вы придерживаетесь. Я так думаю, что она действительно многое объясняет. Но смущают два момента, ответа на которые в Ваших книгах я пока не нашел. Если у Вас будет время, проясните, пожалуйста, свою позицию.

"Философский" момент: какую этическую ценность имеет воздаяние за грехи прошлой жизни, если мы их не помним? Вопрос особенно актуален в случае со страданиями детей, и особенно младенцев: никаких "уроков" они усвоить не могут, но лишь мучаются. Не решается ли в таком случае проблема Божественной справедливости за счет Божественной милости и сострадания? Аналогично с психически больными (даунами и пр.). Да и во многом со взрослыми людьми... Как Вы решаете эту трудность? И еще: можно ли не просто ее решить, но ответ подтвердить в Писании?

Далее само Писание: немного смущает, что практически все указывамые Вами ссылки на перевоплощения (кроме быть может, Илии-Иоанна, да и то не факт) суть намеки и могут быть поняты иначе? Вот я вижу, что когда люди несомненно в перевоплощения верят, - Платон, Вы сами, - их невозможно понять иначе. Но Библию можно понять иначе (да и, в общем, без особых натяжек). (Доказательство тому - редкость веры в перевоплощения в иудаизме и христианстве (поправьте меня, если ошибаюсь).) Вопрос: если учение о перевоплощениях есть главный ключ к причинам страдания, почему он не прописан в Писании ясно? Никаких особых причин для эзотерики здесь не видно: верили же в перевоплощения индусы, буддисты, многие греки... То есть этим было не удивить, и многие древние тексты говорят о таких вещах открыто. В Библии же приходится выискивать намеки... Почему? Не проще ли предположить, что мы пытаемся найти в ней то, чего там нет?

Проблема же "теодицеи", конечно же, решается, но неведомым людям образом. Ведь не обязательно людям знать ответ. Может, Бог не дает ответа, зная, что мы этот ответ не поймем?

Спасибо заранее!

. . :
Уважаемый Сергей!

О «философии»: воздаяние за грехи нынешней жизни тоже не всегда сразу осознаётся, однако впоследствии многим удаётся сопоставить постигшее их — с содеянным ими самим. То же относится и к Вашему вопросу: однажды для души наступает момент воспоминания и осознания. Пример — долгие мучения Иова, не понимавшего их причину до посетившего его откровения свыше:

…Ты был уже тогда рожден... (Иов. 38, 21),

— и его отклик:

…Я говорил о том, чего не разумел... (Иов. 42, 3)

Теперь — о Писании. Всё оно, как известно, притчеобразно — и этим подобно самому духовному миру, проявляющемуся для нашего земного сознания лишь «проблесками», «намёками». Например, учение о бессмертии души и её будущем состоянии дано в Ветхом Завете как бы фрагментарно; не изложены систематически ангелология и демонология, и т. п. Да и вообще — ничего не систематизировано, кроме самого Закона и канвы исторических событий.
Кстати, в Иудействе вера в реинкарнацию — общепризнанная часть Учения от древности (фарисеи и ессеи) до наших дней (каббалисты и хасиды). То же относится и к раннему Христианству (Климент Александрийский, Ориген; многие гностики — Валентин, Василид и другие; намёки у ряда ранних Отцов Церкви). Одну из причин нечастого или неявного упоминания этой темы в Писании можно рассмотреть в общераспространённости в те времена подобного знания, не нуждающегося в специальном подтверждении:

…Ир и Онан умерли в земле Ханаанской… (Быт. 46, 12)

«и стали сынами Переца — Хецроном и Хамулом» (буквальный перевод); вот так, словно о чём-то обыденном и общепонятном, сказано здесь о реинкарнации.
Точно так же, не описывая специально бессмертие как свойство души, Писание говорит об Иакове:

…И скончался, и приложился к народу своему. (Быт. 49, 33)

(«приложился к народу» — прежде похорон в отеческой гробнице — Быт. 50, 13).
И ещё: пророки заостряли внимание на нынешнем состоянии народа и индивидуума, призывали сейчас раскаяться и обратиться к добру; возможно, дополнительные напоминания о расплате за грехи прошлой жизни дали бы обличаемым основание для новых оговорок — даже и перед лицом наступающих бедствий.
Впрочем, рассмотрите, например, описание многократных «инкарнаций» души Навуходоносора в различных животных — Дан. 4, 28–30. — Д. Щ.


[ ]

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |