Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта

Ап. Павел и Закон Божий (уточнения) 11.02.2008 Вопрошатель
 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Благодарю Вас за то, что так удивительно щедро поделились своим видением Павла и его посланий. Меня поразило, что это совершенно новый подход, новый ракурс. Если он правилен, то в традиционных подходах надо все переосмыслять...

Вы позволите поделиться с Вами сомнениями относительно узловых моментов? Ваше время драгоценно и мне неловко пользоваться Вашей добротой, но Ваш подход действительно новый и без некоторых разъяснений все только запутается.

(1) Вы говорите, что многие новообращенные язычники переходили к полному соблюдению заповедей Торы, - как то заповедано Христом (Мф 28:19-20), - и что об этом одобрительно высказываются такие разные люди, как Петр и Павел. И подтверждение для Петра Вы находите в 1 Петр 2:9, где адресаты, некогда бывшие язычниками, ныне названы "царственным священством" - ветхозаветное наименование Израиля. Однако в языкохристианской традиции очень быстро укоренилось определение христиан как "царственного священства" безотносительно того, обрезаны они или нет. Почему не считать, что перед нами просто первый случай такого словоупотребления? Тем более, смотрите: в рамках Вашего понимания языкохристианский путь делится на два этапа, новоначальный (духовные "младенцы", еще не обрезанные и соблюдающие лишь законы Ноевы) и продвинутый (обрезаны в иудаизм/иудеохристианство). И Послание к Галатам Вы именно так и понимаете: галаты были еще "младенцами", а потому соблюдать всю Тору в целокупности им было рано. Но в 1 Петр 2:2 адресаты названы как раз "новорожденнными младенцами", т.е. - если следовать Вашей интерпретации, - для 613 заповедей они еще не созрели. Адресаты одновременно названы "младенцами" и "царственным священством". Или я ошибаюсь, или здесь возникает противоречие...Не проще ли предположить, что указанная Вами градация между обрезанными и необрезанными в 1 Петр отсутствует, и "царственным священством" названы вообще все христиане по определению? Аналогичные смыслы могут быть в цитируемом Вами Еф 2:11. Главная проблема мне видится в том, что обрезание эфесян приходится выводить через намеки и неоднозначную дедукцию. Напротив, традиционное понимание Павлова отношения к обрезанию основывается не на сложной дедукции, а на прямых утверждениях самого апостола: "Призван ли кто обрезанным, не обрезывайся...оставайся в том звании, в котором призван" (1 Кор 7:18, 20). ("Соблюдение заповедей" в ст. 19 - это могут быть просто этические заповеди как в Гал 5:22-23.)

(2) Мне очень понравилось Ваше толкование Гал 3:17-20 (буду еще над ним думать), но вот с 4:21-31 есть вопросы. Насколько я понимаю, Вы думаете, что здесь противопоставлены не Заветы, а два отношения к Богу: раба и сына. Это требует глубокого осмысления, но разве не предполагает сама структура данной аллегории некоторого умаления (пусть не отмены) Торы? У Павла получается: Агарь - Синайский завет и "нынешний Иерусалим"; Агарь следует "изгнать" (Гал 4:30). Сарра - "вышний Иерусалим". Разве сравнение Синайского Завета с Агарью не умаляет его? Разве повеление "изгнать" Агарь не предполагает запрет язычникам совершать обрезание? Мне кажется, здесь явно есть нечто большее, чем просто противопоставление двух видов исполнения Закона (плотского и духовного). Замечу также, что галаты уже (!) названы не "младенцами", а "детьми обетования по Исааку". (Гал 4:28: Павел объединяет себя и необрезанных галатов в одну группу, противопоставляя эту группу Синайскому Завету!) Аргумент же я назвал странным, ибо ассоциация Агари с горой Синай не только выглядит натянутой, но и основана на путанице в буквах: "Агарь" - хей, гимель, реш; "(эта) гора" - хей, хей (!), реш. Или здесь неизвестные мне правила фарисейской экзегезы? Если уж на то пошло, можно возразить: "Если здесь вообще видеть аллегорию, то Синайский Завет скорее обозначается Саррой и Исааком!"

Опять же я не понимаю: если Павел хочет показать необязательность обрезания для спасения, зачем столь сложные экзегетические ходы? Если бы он сослался на заповеди Ноевы, было бы проще и убедительнее, чем все эти ухищрения.

(3) Вы пишете, что антиномистское прочтение Павла - искажение в более позднем иудеохристианстве. Но в Послании к Галатам сам Павел пишет о своем резком столкновении с Петром (гл. 2)...

Еще раз извините за расспросы и за отнятое время. Но без уточнений не разобраться.

Храни Вас Бог!

Вопрошатель

. . :
Уважаемый Вопрошатель!

Давайте внимательнее всмотримся в Первое Послание Петра:

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет… (I Петр. 2, 9)

Само Послание адресовано «пришельцам, рассеянным…» (там же, 1, 1). Согласитесь, что такое наименование наиболее приличествует иудейской диаспоре: вряд ли представители местных языческих народов могут быть названы «рассеянием пришельцев». Этот же образ описывается, уже в духовном смысле, здесь:

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу… (I Петр. 2, 11),

— а следующий стих:

…И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. (I Петр. 2, 12),

— прямо говорит, что адресаты Послания живут «между язычниками». Не будем забывать, что именно Петру «вверено благовестие для обрезанных», а Павлу — для необрезанных:

Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников,
И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным… (Гал. 2, 7–9)


Заметим, что хотя Послания Иакова и Петра и именуются «соборными», т. е. обращенными ко всей Церкви, однако же как первый пишет «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак. 1, 1), так и второй — «пришельцам рассеянным»:

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным… (I Петр. 1, 1)

— хотя, конечно, как послания Петра, так и Павла (и других апостолов) читались во всех общинах, независимо от «обрезания»; например, Петр говорит своим адресатам: «Брат наш Павел… написал вам» (II Петр. 3, 15). Однако основной «водораздел» между миссиями Петра и Павла ясно указан. Под «обрезанными» же, к которым обращается Кифа, подразумеваются как природные израильтяне («рожденные в доме»), так и прозелиты, вступившие в Завет Авраамов — «купленные за серебро»:

Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. (Быт. 17, 13)

Теперь вернемся к I Петр. 2, 9–10:

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. (I Петр. 2, 9–10)


На первый взгляд может показаться, что эти слова обращены к язычникам («некогда не народ, а ныне народ Божий»). Но можно ли, поразмыслив, делать такой вывод? Как любит говорить ап. Павел — «никак». Почему? Да потому, что здесь содержится цитата из пророчества Осии:

И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им.
А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками.
И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына.
И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом].
Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живого».
И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля! (Ос. 1, 6–11)


В этом пророчестве как слова «вы — не Мой народ», так и «непомилованная» относятся никак не к язычникам, но к согрешившему Израилю; равным образом, наименования «мой народ» и «помилованная» — к Израилю покаявшемуся и прощенному:

Говорите братьям вашим: «Мой народ», и сестрам вашим: «Помилованная».
Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих,
Дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою.
<…>
И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!» (Ос. 2, 1–23)


В этом смысле и цитирует ап. Петр пророка Осию:

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. (I Петр. 2, 9–10)


Язычники же, присоединившиеся к Израилю через вступление в Завет Авраамов, тем самым приобщаются к «царственному священству, народу святому»:

…А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх. 19, 6),

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет… (I Петр. 2, 9)


и именно к таким бывшим язычникам (а ныне «Боящимся Бога»), т. е. пришельцам среди Израиля:

Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
Благословляет боящихся Господа, малых с великими. (Пс. 113, 20–21)

Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его.
Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его.
Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. (Пс. 117, 2–4)

И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи и все, отделившиеся от народов иноземных к закону Божию, жены их, сыновья их и дочери их, все, которые могли понимать… (Неем. 10, 28)
,

— относится напоминание ап. Петра: «…Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь… нелепому идолослужению»:

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению… (I Петр. 4, 3),

— вряд ли это могло быть сказано природным иудеям…

Таким образом, послания Петра, еще раз подчеркнем, адресованы непосредственно израильтянам — и «пришельцам к Израилю».

Теперь — о Вашем вопросе: в каком же смысле они названы апостолом «новорожденными младенцами»:

…Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение… (I Петр. 2, 2)?

Разумеется, исключительно в смысле духовном, как еще только недавно «рожденные от Духа» —

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Иоан. 3, 5–8)


А по отношению к этому духовному рождению даже природный израильтянин, по человеческим меркам считающийся мудрецом-книжником, может являться малым дитем, доколе не возрастет в Духе. Заметим, что ап. Павел пишет не язычникам, а именно евреям (Евр. 5, 12). Поэтому и ап. Петр в рассматриваемых Вами местах:

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет… (I Петр. 2, 9)

…Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение… (I Петр. 2, 2)
,

— именует «пришельцев рассеяния»:

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным… (I Петр. 1, 1),

— то «царственным священством» (по призванию и предназначению), то «новорожденными младенцами» (по нынешнему состоянию)… Так же в древних Мидрашах прозелиты (геры) называются иногда метафорически «младенцами» (поскольку еврейский мальчик обрезывается на 8-й день, для них этот «8-й день» наступает в зрелом возрасте — Быт. 17, 12–14). Однако ясно, что в новозаветном контексте имеется в виду только «младенчество во Христе» (I Кор. 3, 1), но никак не «младенчество» по отношению к Завету Авраама. Сделаем вывод: никакого противоречия между словами Петра, Вами указанными, при правильном их понимании нет…


Перейдем теперь к Посланию Павла к Ефесянам. Процитированный Вами стих Еф. 2, 11 — разве не говорит о том, что «обрезанные плотским обрезанием», т. е. евреи, «некогда» называли адресатов Послания необрезанными? И не явствует ли из контекста, что упомянутые евреи не принадлежат к Новозаветной Церкви? Кажется, то и другое — бесспорно…

Теперь спросим: а что изменилось в описанной ситуации после уверования Ефесян в Иисуса как Мессию? Неужели на этом основании евреи, не признающие Мессии, перестали считать и называть этих жителей Эфеса «необрезанными»? — Быть того не может! В глазах таких евреев человек остается необрезанным до тех пор, пока не примет «обрезания по плоти», и никакие духовные перемены, им пережитые (да еще и не признаваемые неуверовавшими!), не заменяют реально-вещественного вступления в Завет Авраамов! На каком же тогда основании ап. Павел утверждает, что Ефесян «называли необрезанными» (в прошедшем времени!) неуверовавшие в Иисуса евреи? Почему он не сказал — «называют»? Очевидно, лишь потому, что они реально обрезались по плоти, и теперь о них можно с полным основанием сказать: «Вы — некогда язычники по плоти» (там же). Еще раз подчеркнем — «по плоти», не по духу! А отличие израильтянина от язычника «по плоти» — это как раз обрезание, которое и отделило дом Авраама от родственных арамеев:

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе… (Быт. 12, 1)

…Но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку.
<…>
А пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь [оттуда] жену сыну моему. (Быт. 24, 4–38)

Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный… (Втор. 26, 5)


Как Вы видите, обрезание Ефесян не приходится «выводить через намеки», но о нем сказано прямо и недвусмысленно. Далее, в следующих стихах:

…В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —
И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
Не от дел, чтобы никто не хвалился.
Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду… (Еф. 2, 2–14)
,

— подчеркивается, что Ефесяне теперь не только члены Церкви, но и стали близки «обществу Израильскому» (кэг̃аль Исраэль, кэг̃илат Исраэль — Исх. 12, 3, 47; Втор. 33, 4 и множество др. мест) — т. е. израильтянам в целом. Спросим: каким же образом могло произойти их сближение не только с иудеями — членами Церкви, но и с Израильским народом как таковым? Происходит ли оно — с древности до наших дней — иначе, чем посредством «гиура»? Именно следуя учению Иисуса Христа (Матф. 5, 17-19), Ефесяне стали «одно» с обществом Израильским (Еф. 2, 12-14).

Вы спрашиваете: зачем Павел прибегает к сложной экзегезе вместо того, чтобы сослаться на заповеди Ноя? Дело в том, что цель Павла в данном случае — разъяснить духовно-мистический смысл обрезания, ср. Колос. 2, 11:

В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… (Кол. 2, 11),

— который открывается в Новом Завете. При этом Заповедь как таковая остается в силе, подобно тому как духовный смысл Писания никоим образом не отменяет его буквального смысла (соотношение «пшат» и «рэмез»). Описание же и осуществление буквального смысла данной Заповеди относится к компетенции и практике христианских общин, а не к миссии Павла; хотя ср. Деян. 16, 1-3:

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
И о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. (Деян. 16, 1–3)



К вопросу о «резком столкновении» ап. Павла с ап. Петром (Гал. 2, 11-14). Здесь речь идет не об «антиномизме» ап. Павла, а об отвержении позднейшей фарисейской практики, исключавшей совместное вкушение пищи иудеем не только с язычником, но и с евреем-простолюдином (ам- г̃арец), не соблюдающим по-фарисейски законов ритуальной чистоты. Ап. Петру свыше уже прежде было открыто, чтобы он «не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10, 28). Поэтому его отказ вкушать совместно трапезу (чистую!) с братьями из язычников на глазах у иудеев, пришедших из Иерусалима,— Павел именует «лицемерием». При этом подчеркнем, что, с точки зрения своей миссии, каждый из апостолов был по-своему последователен: Павел не хотел обидеть христиан из язычников, а Петр — оттолкнуть иудеев…

Во всяком случае, ничего «антиномистского» по отношению к Торе Павел не совершал: ср. например, совместное вкушение трапезы Моисеем, Аароном и израильскими старейшинами с «язычником» Иофором, тестем Моисея:

Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян [и из руки фараона],
И сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян;
Ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами.
И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом. (Исх. 18, 9–12)



Относительно 4-й главы Послания к Галатам следовало бы побеседовать более подробно. Если Бог даст, постараемся это сделать.

Да поможет Вам в постижении истины Тот, Кто Сам есть Истина:

А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его. (Иер. 10, 10)…

P. S.

Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
Каждый оставайся в том звании, в котором призван. (I Кор. 7, 18–20)


Речь идет об «обращающихся» из язычников (Деян. 15, 19), о тех, кто только еще «призван», т. е. находится в начале Новозаветного пути… — Д. Щ.

______________

Продолжение ответа:

Ап. Петр предупредил читающих послания Павла, что в них есть «нечто неудобовразумительное» (т. е. не сразу и не легко понимаемое), и неправильное толкование подобных мест может привести к «заблуждению беззаконников», т. е. отрицанию Закона Божьего (Торы):

…И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения… (II Петр. 3, 15–17)


«Руководящее указание» Петра для правильного уразумения непонятных мест у Павла такое: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением». Закон, согласно настоящему учению Павла, не отменен, но Бог позволяет «обращающимся» вначале исполнять лишь некоторые заповеди («долготерпит» их), потому что исполнить в Духе большее из Закона они пока не в силах. Помня об этом, всмотримся в Послание к Галатам, 4:

Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
Мы, братия, дети обетования по Исааку.
Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. (Гал. 4, 21–31)


Прежде всего, Павел призывает «слушать Закон» (т. е. быть послушным ему) — ст. 21. Но под Законом разумеется у него вся Тора, в т. ч. Книга Бытия, которую он далее аллегорически толкует. Как известно, Исмаил был рожден по собственному желанию Авраама и Сарры:

Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. (Быт. 16, 1–2)


Исаак же родился по обетованию свыше:

И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. (Быт. 18, 10)

Однако оба были рождены в одном и том же доме, от одного отца. Подобно этому, и Завет, выраженный в Законе, может восприниматься и исполняться как «по плоти», рабски (ст. 23), так и «свободно», «по духу» (ст. 26, 29). Заметим, что, точно так же, в один и тот же Завет Авраамов посредством обрезания были введены оба сына — и Исмаил, и Исаак (Быт. 17, 25 и 21, 4). Но Исаак, прообраз духовного понимания и исполнения Торы, остался в доме, а Исмаил с Агарью были изгнаны:

…И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
<…>
Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии… (Быт. 21, 10–14)


За что?— За то, что Исмаил «насмехался» (т. е. издевался) над Исааком (там же, 21, 9), Агарь же еще раньше превозносилась над Саррой:

Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. (Быт. 16, 4)

Таким образом, Агарь с Исмаилом стали прообразами ослушников, нарушителей Завета и Закона, а Сарра с Исааком — исполнителей.
Подчеркнем, что труднопонимаемые места у Павла необходимо исследовать в контексте всего его учения, выраженного в разных Посланиях. Так и здесь: в Послании к Римлянам Павел указывает на то, что Закон по-настоящему исполнять можно только в Духе, иначе он остается как бы бездейственным, будучи «ослаблен плотью»:

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. (Римл. 8, 3–4)


Далее здесь же Павел утверждает, что не покоряющиеся Закону «враждуют с Богом» — Римл. 8, 7. Вот почему и Галатам он пишет, что рожденный «по духу» Исаак стал прототипом всех, исполняющих Закон духовно, а плотский Исмаил — прообразом тех, кто не только тщится все делать «плотским» образом, но еще и ненавидит и преследует духовных людей («насмехается», подобно Исмаилу):

Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. (Гал. 4, 29)

Существует интересное подтверждение правильности такой интерпретации Послания к Галатам. Обратите особое внимание на то, что Синайский Завет не противопоставлен иному, «не Синайскому», поэтому ставшее традиционным толкование Гал. 4, 24–26:

В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. (Гал. 4, 24–26)
,

— как оппозиции Ветхого Завета — Новому, или Торы — Евангелию, не имеет основания в тексте. Противопоставляются не они, но земной Иерусалим — вышнему; т. е., опять-таки, плотское, «земное» понимание и исполнение Завета — его духовному, «вышнему» (небесному) осуществлению. При этом Завет — один и тот же (как и Исмаил и Исаак состояли в одном Завете, жили в одном доме и т. п.). Павел пишет, что «нынешний» (земной) Иерусалим «с детьми своими в рабстве» (ст. 25). Какое рабство имеется в виду?— Несомненно, римское. Завоевание же Израиля врагом как раз и является карой за нарушение Завета:

…И наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага… (Лев. 26, 25)

За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего,
Будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя.
Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,
Народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши;
И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя;
И будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе. (Втор. 28, 47–52)


К «неудобовразумительным» здесь относится выражение «два завета… один — от горы Синайской» (Гал. 4, 24). Однако, в свете сказанного, «два завета» — выражение фигуральное, и его истинный смысл — «два понимания одного Завета» (еще раз подчеркнем, что «второй завет» не назван в тексте вообще). Что же касается слов «Один от горы Синайской…», то следует вспомнить мидраш, согласно которому два разных описания Богоявления — на самой горе Синайской и на небе («с неба») — сравните:

И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. (Исх. 19, 20),

— и

И сказал Господь Моисею: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам… (Исх. 20, 22)

— уже указывают на два вида понимания Завета и Закона: земной (плотский) и небесный (духовный). Так и Павел, говоря «от горы Синайской» (стих 24), имеет в виду плотское понимание…

Итак, «рождает в рабство», конечно, нарушение Завета, а не сам Завет; последний, однако же, с самого начала содержит в себе угрозу для тех, кто не хочет «обновиться духом», внимая заповедям. Об этом Павел пишет:

Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
А я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
Потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. (Римл. 7, 9–12)


Сложно?! А где сказано, что духовные истины должны быть «просты до примитивности»?!—

…Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. (I Кор. 2, 13–16)


Д. Щ.
__________

От Редакции сайта:

Уважаемый Вопрошатель!

Комментарии Д. В. Щедровицкого на тему «Апостол Павел и Закон Божий» можно также прочитать и послушать в других разделах нашего сайта, например:
– Теология / Книги / Введение в Ветхий Завет: Пятикнижие Моисеево. Том II. Книга Исход. Лекция 7, стр. 420–425 и др.
– Теология / Статьи / Закон и заповеди в Новом Завете
– Теология / Видеозаписи / Новый взгляд на Ветхий Завет
и др.

Доброго вам чтения!




[ ]

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |