Книги
 
Переводы на другие языки
Cтихи и поэмы
 
Публикации
Из поэтических тетрадей
Аудио и видео
Поэтические переводы
 
Публикации
Из поэзии
Востока и Запада
 
Библейская поэзия
Древняя
и средневековая иудейская поэзия
Арабская мистическая поэзия
Караимская литургическая поэзия
Английская поэзия
Немецкая поэзия
Литовская поэзия
Аудио и видео
Теология и религиоведение
 
Книги
Статьи, выступления, комментарии
Переводы
Аудио и видео
Культурология и литературоведение
 
Статьи, исследования, комментарии
Звукозаписи
Аудио и видео
 
Теология и религиоведение
Стихи и поэмы
Культурология и литературоведение
Встречи со слушателями
Интервью
Поэтические переводы
Тематический указатель
Вопросы автору
 
Ответы на вопросы,
заданные на сайте
Ответы на вопросы,
заданные на встречах
со слушателями
Стих из недельного
раздела Торы
Об авторе
 
Творческая биография
Статья в энциклопедии «Религия»
Отклики и рецензии
Интервью
с Д. В. Щедровицким
English
Карта сайта
 
 Гостевая книга

Гостевая книга

Приношу сердечную благодарность всем, кто посетил сайт и высказал добрые пожелания! Желаю каждому обильных благословений на путях познания истины!

  Д. Щедровицкий


Направить вопрос автору можно письмом на адрес contact@shchedrovitskiy.ru (кратко: contact@d35.ru)
Прежде чем задать вопрос, имеет смысл познакомиться с Тематическим указателем или с предыдущими ответами автора - быть может, там уже освещена интересующая Вас тема.

  Редакция сайта

О значении для нас образа «страдающей плоти Иисуса» 06.09.2011 Философ
  Уважаемый Дмитрий Владимирович!
Вызывает трудность понимания духовно-символическое содержание образа "плоти Иисуса", плоти страдающей, как увидим из последующих цитат. Вначале с понятием "плоти Иисуса" мы сталкиваемся в следующем стихе Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1, 14). Интересно этот стих сопоставить со следующим высказыванием ап. Петра: «5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (II Пет. 3, 5-7) Получается, что «слово Божие» творит мир само из себя, а значит в сотворенном незримо присутствует. Это, видимо, можно сказать и про плоть мира, и про плоть человека. Интересно обе эти цитаты сопоставить с другими: «51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6, 51-56) Интересно то, что речь здесь идет не о Логосе, который как мы знаем, присутствовал в Иисусе, как в храме, но именно о «плоти сына человеческого», которая, если ее «есть» и «пить», становится внутри человека источником «вечной жизни». Что-то близкое к сему по смыслу Иисус сказал самарянке: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4, 14) Опять здесь появляется «вода», являющаяся символом «слова, которым и из которого составлено все» и которое «стало плотию, и обитало с нами». Но в конце речи Иисуса в 6 главе Евангелия от Иоанна, в той же речи про «вкушение плоти» читаем: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6, 63) Сравним с этим: «19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10, 19-20). Как видим из этих цитат, плоть не только не имеет отношения к духу, но является «завесой», препятствием на пути приобщения к святому. Посему смерть Иисуса послужила, как ни странно, благу. И вот если во все это вдуматься, то получается такая общая картина: есть Слово Божие, дающее жизнь и бытие и миру, и человекам, оно все из себя самого составляет, в том числе тела человеческие, в том числе тело Иисуса было составлено этим Словом из себя. Однако Слово Божие не только все из себя составляет, и дает жизнь, но оно и судит «составленных», посему всему «нечестивому» грозит по приговору сего суда гибель, рано или поздно. Однако, поскольку Иисус взял грехи всего мира на себя, то в результате его крестной смерти суд над грехами всего мира как-бы прообразно уже состоялся, воскресение же Иисуса стало начатком и основой воскресения всего мира и всех душ, обитающих в нем. Ибо Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан. 12, 35) Итак, что же мы должны вкушать и пить, чтобы войти в жизнь вечную, что за плоть и кровь Иисуса? Разъяснение находим у самого Иисуса: «19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 19-20) Вот, оказывается, какую «плоть и кровь» мы должны вкушать: «плоть ломимую» и «кровь проливаемую», и через это «имеем дерзновение входить во святилище». А как это можно вкушать? Очевидно, уподобляясь по свойствам Иисусу. Собственно, сам Иисус и говорит об этом: «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 14, 27) Такое вот, оказывается, участие в страдании его необходимо, чтобы итогом совокупного сего нашего страдания было «удаление завесы» не дающей нашему миру освятиться и приблизиться к Богу. Почему-то это очень важно: здесь, в этом мире максимальной разобщенности, где связь с Богом едва удерживается, именно здесь явить «волю к возврату» к Богу, и претерпеть все страдания, связанные с преодолением этой разобщенности. Иисус при этом для спасаемых является руководителем как страдания, так и последующего воскресения, и нельзя желающим обрести спасение «пройти мимо» страдания, удалиться в какие-то гностические выси, или в миры «словесных красот», «рациональных правильностей». Ибо сказано: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» (Мф. 10, 39)
ВОПРОС: все ли правильно в приведенном рассуждении относительно значения для нас образа «страдающей плоти Иисуса»? Кроме того, возникает вопрос о положительном содержании для нас этого мира, мира "делания": создан ли он только, как точка разворота от разобщенности к Единству Божию, разворота, неизбежно требующего отказа от самоуправного, эгоистического образа жизни, также требующего личной жертвенности, сопряженной нередко и со страданием? Цель, безусловно, благая и архиважная, но единственная ли?
С уважением и признательностью за Ваш труд по донесению до верующих здравого учения. Философ


. . :
Уважаемый Философ!

Во-первых, Слово Божие сотворило мир не «из самого себя», а «из воды» (т. е. вещества), как сказано во II Пет. 3, 5. Вода в истории Творения — символ не Слова, но — материи (Быт. 1, 2). А то, что Логос присутствует во всём, — истина (118, 89: «Навеки… Слово Твоё утверждено на небесах»).
Во-вторых, говоря о вкушении своих «плоти и крови», Иисус имеет в виду значение своей искупительной жертвы для людей. «Вкушать плоды» — в библейском символизме часто означает пользоваться плодами тех или иных замыслов, дел:

«…Будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.…» (Прит. 1, 31)

Скажите праведнику, что… будет вкушать плоды дел своих… (Ис. 3, 10)

Итак, «вкушать ломимую плоть и проливаемую кровь» (Лук. 22, 19–20; I Кор. 11, 24) означает пользоваться плодами той жертвы, которая принесена Мессией для примирения человека с Богом (II Кор. 5, 18–19).
В-третьих, хотя «уподобление Иисусу по свойствам» — цель верующего (Гал. 4, 19), но «вкушать» — означает «воспринимать», а не «излучать».
На первом этапе духовного роста необходимо «вкушать плоды» жертвы Мессии, «пить молоко» (Евр. 5, 12; I Пет. 2, 2). Потому что если бы «вкушение» приносило плод только после и в результате «уподобления Мессии по свойствам», — спасение было бы доступно единицам…
В-четвёртых, сотворение мира — тайна тайн, и цель его, конечно, не сводится только к «отказу от эгоизма» и «личной жертве». Это — только лишь грань безграничного (Ис. 55, 8–9)…




[ ]

 
 

Главная страница  |  Новости  |  Гостевая книга  |  Приобретение книг  |  Справочная информация  |